ВЕНЕЦИЯ - Страница 9

Почитание святых часто инициировалось властями в связи с определёнными событиями в политической жизни республики; в ряде случаев учреждались ежегодные процессии к храмам, носящим имена этих святых: к церкви великомученицы Марины после возвращения Падуи (1509 г.), к церкви и женскому монастырю мученицы Иустины после победы при Лепанто (7 октября 1571 г.) – в ходе этой процессии стал совершаться смотр scuole и всего духовенства города, к церкви мучеников Иоанна и Павла Римских после строительства при ней часовни Розария Девы Марии (1575 г.). Весьма распространённым было почитание мощей (десницы Киприана Карфагенского, мощей мученицы Лукии и др.), отмечались дни их перенесения или обретения. Латинский перевод псалмов, использовавшийся в богослужении Сан-Марко, отличался от принятого в Риме (т.е. от текста Вульгаты), в некоторых случаях другими были состав и порядок используемых псалмов (наиболее часто на второй вечерне в дни памяти особо почитавшихся в Венеции святых), для их пения использовался более развитый мелос. По важнейшим праздникам (более 30 в году) с помощью специального механизма открывался внутренний золотой алтарь – Пала д'Оро (изготовлен в Константинополе в 976 г.), в остальные дни закрытый вторым, будничным алтарём – Пала фериале. Из чина благословения моря произошёл совершавшийся ежегодно в день Вознесения Господня обряд «обручения» Венеции с Адриатическим морем, восходящий, как полагают исследователи, к началу XI в. В XVI–XVII вв. этот обряд совершался следующим образом: дож отплывал в лодке от берега и бросал в море драгоценный перстень, часто под звуки сочинённой для этого случая «симфонии» (sinfonia). Важной частью жизни Венеции было регулярное совершение andata – торжественной процессии высших городских чинов, разделявшихся на три группы в порядке старшинства, с участием дожа. В конце XVI в. такие процессии совершались больше сорока раз в году. Они являлись, с одной стороны, продолжением литургической жизни Венеции вне стен храмов, а с другой – манифестацией идеи гармоничного социально-политического устройства Венеции и авторитета дожа. В пении литаний (характерная черта andata) участвовал народ, процессии совершались по периметру Пьяцца Сан-Марко или к одной из городских церквей, где затем совершалась месса по чину patriarchino. В ряде случаев в процессии принимали участие scuoli grandi, торговые гильдии или венецианские приходы. Музыкальное сопровождение процессий нередко осуществляла cappella marciana, а также музыканты наиболее значительных scuole. Помимо венецианцев в andata могли участвовать иностранные паломники, путь которых в Святую землю лежал через Венецию: поклонение местным святыням считалось значимой заслугой для получения индульгенции.

 



 
PR-CY.ru