ВЕНЕЦИЯ - Страница 7

В XVIII в. являлась одним из центров культуры Просвещения в Италии, законодательницей мод и вкусов в архитектуре, живописи, музыке и театре. В 1468 г. кардинал Виссарион Никейский подарил Венеции собрание более тысячи книг и рукописей, положивших начало библиотеке св. Марка (Марчане), одному из лучших собраний греческих и латинских рукописей Европы (около 13 тыс.), которое пополнялось многими дарениями и приобретениями. В 1815 г. был основан Венецианский государственный архив, куда вошли богатейшие собрания документов республики. В архиве хранятся и фонды религиозных организаций – монастырей, братств, храмов как Венеции, так и владений республики. Важными исследовательскими центрами с богатыми собраниями рукописей, книг, произведений искусства являются Музей Коррер (основан в 1830 г.), Венецианский институт наук и искусств, университет Ка Фоскари, музей дворца Куэрини-Стампалия и др. Литургическим центром Венеции является церковь Сан-Марко – капелла дожей, в силу исторических причин сыгравшая значительно бóльшую роль в церковной, политической и культурной жизни города, чем кафедральный собор Сан-Пьетро ди Кастелло (Сан-Марко стал кафедральным собором только в 1807 г.). Богослужебный обряд Сан-Марко – «patriarchino» («патриарший») – отражает традицию, распространённую первоначально во всей Венеции, за исключением монастырских церквей, где богослужение всегда совершалось по римскому обряду. Местные литургическая и музыкальная традиции, имевшие свои отличия от римского обряда и григорианского пения, восходят к богослужению аквилейского обряда. Исследование раннего периода истории patriarchino для учёных затруднено поздним происхождением источников: например, первый сохранившийся венецианский Церемониал был составлен только в 1564 г. После 1456 г. сфера бытования patriarchino была ограничена капеллой дожей для придания последней особой роли в политической идеологии Венеции. В 1520 г. церковь Сан-Марко получила статус базилики. Все административные и финансовые вопросы, касавшиеся Сан-Марко, в том числе его богослужения и церковной музыки, находились в ведении венецианских чиновников-прокураторов. Пристальное внимание власти к богослужению в Сан-Марко способствовало, с одной стороны, сохранению patriarchino и усилению его значения для общественно-политической жизни Венеции, с другой – потере обрядом гибкости и жизненности. Первые данные о формировании в Венеции собственного церковного календаря, в который вошли особые памяти святых, относятся к XI в. Аквилейским (фриульским) по происхождению считают получивший развитие в Венеции культ апостола Марка. Древними атрибутами этого культа, имевшего радостный характер, были пение и танцы.

 



 
PR-CY.ru