ВЫСОКОПЕТРОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ПЕТРА, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО, МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 2

Планировочная структура монастыря возникла в этот период по единому замыслу и включала северный (парадный) и южный (хозяйственный) дворы. Центр парадного двора занял собор святителя Петра, с юга и севера от него были расположены симметрично храм в честь Боголюбской иконы Божьей Матери (1684–1687 гг.) и церковь Сергия Радонежского (1690–1694 гг.). Пятиглавия этих храмов и колокольня (1690–1694 гг.), расположенная на одной оси с Богоявленской церковью, создавали доминанты по углам квадратного парадного двора. Высокопетровский монастырь иногда именовался «царским» или «государевой молельней» (монастырь неоднократно посещали царь Пётр I с царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной). Настоятель монастыря архимандрит Моисей участвовал в церемонии при венчании на царство Фёдора Алексеевича (1676 г.), Ивана и Петра Алексеевичей (1682 г.; нёс Мономахову шапку). Над центральной главой Сергиевского храма была изображена царская корона, а южная стена монастыря увенчана зубцами, подобно Кремлёвской стене. Благодаря пожалованным в 1690 гг. царской семьёй землям с крестьянами, в том числе имуществом политических противников семьи Нарышкиных, в Москве, Звенигородском, Боровском, Нижегородском, Орловском и других уездах в начале XVIII в. Высокопетровский монастырь занимал пятое место среди московских монастырей по количеству дворов. К Высокопетровскому монастырю были приписаны саратовский в честь Казанской иконы Божьей Матери, саранский Богородицкий монастыри, Льговская близ города Рыльска и Раева Никандрова пустыни. В 1735 г. в монастыре проживал 71 насельник, к монастырю были приписаны около 6 тыс. крестьян. В 1743–1745 гг. вместе с так называемыми комнатными московскими монастырями Высокопетровский монастырь находился в ведении Московского митрополита Иосифа (Волчанского), с 1745 г. – в ведении Святейшего Синода. После секуляризации монастырских земель в 1764 г. Высокопетровский монастырь был отнесён ко второму классу, в 1764–1775 гг. был ставропигиальным, с 1775 г. входил в Московскую епархию с правом служения архимандрита со скрижалями. С 28 марта 1722 г. настоятель монастыря архимандрит Сергий (Белоградский) одновременно являлся асессором Московской синодальной консистории. При архимандрите Пахомии (1735–1757 гг.) в Высокопетровском монастыре были построены церковь в честь Толгской иконы Божьей Матери (1744–1750 гг.) – посвящение престола связано с воспоминанием о спасении Петра I от взбунтовавшихся стрельцов в Троице-Сергиевом монастыре в день праздника Толгской иконы (8 августа 1689 г.) – и церковь во имя Пахомия Великого (1753–1755 гг.). Во второй половине XVIII в. в Высокопетровском монастыре размещались духовный цензурный комитет, различные лечебницы, библиотеки. С 5 сентября 1812 г. в монастыре квартировалось около 1 тыс. французских конников, которые в поисках драгоценностей вскрыли пять надгробий Нарышкиных, расхитили церковную утварь. Ризницу и особо ценные реликвии архимандрит Иоанникий перевёз в Ярославль. В Боголюбской церкви маршал Мортье, назначенный Наполеоном военным губернатором Москвы, приговаривал к смертной казни москвичей, обвинённых в поджогах. Расстрелянных перед монастырской стеной горожан хоронили у колокольни Высокопетровского монастыря. После разорения 1812 г. были упразднены Пахомиевская (возобновлена в 1914 г. с переосвящением престола во имя апостолов Петра и Павла) и Покровская (возобновлена в 1864 г.) церкви.

 



 
PR-CY.ru