ВАРВАРА - Страница 2

После молитвы Варвара, преклонив голову, приняла смерть от отцовской руки. Иулианию казнил один из воинов. Вскоре Диоскор погиб от удара молнии, а Маркиан от пущенной в него стрелы; по другой версии, оба были убиты молнией. Сведения о времени и месте мученичества Варвары имеют значительные расхождения. Некоторые источники утверждают, что Варвара пострадала в 237 г. при императоре Максимине (235–238 гг.); возможно, что под Максимином подразумевается Максимин Дайя (Даза; 305–313 гг.) или император Галерий Максимиан (293–305 гг., ум. в 311 г.), соправитель императора Диоклетиана. Однако, на основании свидетельства большинства текстов исследователи считают наиболее вероятной дату 306 г. Во многих греческих текстах, в том числе и у Симеона Метафраста, а также в латинском Житии (изданном Б. Момбрицием) местом кончины Варвары назван Гелиополь (город с этим названием известен в Малой Азии, Египте и Финикии); в древнейших актах, приписываемых Иоанну Дамаскину, упоминается Никомидия (это мнение разделял историк Цезарь Бароний, XVI в.), в Мартирологах Узуарда и Адона, архиепископа Вьеннского (IX в.), и других указана Тоскана, в поздних приписках к Мартирологам Иеронима Стирдонского и Беды Достопочтенного (VIII в.) – Рим или Антиохия. Не ясными для исследователей остаются обстоятельства обращения Варвары в христианство. В поздних редакциях её Жития говорится, что в отсутствие отца Варвара познакомилась с некими христианками и приняла крещение от пришедшего в Гелиополь пресвитера. По преданию, которое не нашло отражение в древнейших Житиях Варвары, её учителем был Ориген. Варвара не упомянута в одном из древнейших источников – Мартирологе Иеронима Стридонского (IV в.). Наиболее ранние редакции текстов Жития Варвары восходят к VII в. Известны акты Варвары, приписываемые Иоанну Дамаскину (VIII в.), и похвальное «Слово» того же автора, анонимные Жития. Сохранилось Житие Варвары, написанное Сардским архиепископом Иоанном (IX в.). Её Житие включено в собрание Симеона Метафраста и другие минологии начиная с IX в. Сохранилось армянское Житие Варвары и два сирийских Жития. Варваре посвящены похвальные «Слова» Керкирского архиепископа Арсения, Георгия Грамматика, Феодора Патрикия (или Петра, епископа Аргосского), Никиты Протасикрета (или Космы Веститора), Феодора Продрома и др. На Руси получило распространение Житие Варвары, которое дошло в списках XIV в. (Исторический музей), но было известно уже в XI в.: автор Сказания о Борисе и Глебе (около 1072 г.) сравнивает гибель Бориса по приказу брата со смертью Варвары от руки отца (Успенский сборник XII–XIII вв. М., 1971 г.). Это Житие вошло в состав Великих Миней Четьих. Студийско-Алексиевский Типикон предписывал на утрене чтение Жития («мучения») Варвары (Исторический музей. XII в.). Судя по другим сохранившимся редакциям Студийского устава (Мессинскому Типикону 1131 г. и Евергетидскому Типикону первой половины XII в.), имелось в виду Житие, написанное Симеоном Метафрастом. В Мессинском Типиконе также указано чтение похвального «Слова» Георгия Грамматика, упоминание которого отсутствует в русских списках. Некий благочестивый муж Валентиниан (Галентиан, Валентин) взял останки Варвары и Иулиании и похоронил их в селении Геласий, находившемся в 12 милях от Евхаит в Пафлагонии (Малая Азия). На этом месте был воздвигнут храм, а мощи святых исцеляли больных проказой. Монастырь, посвящённый Варваре, находился в Эдессе (Месопотамия), где, как полагают исследователи, хранилась часть её мощей.

 



 
PR-CY.ru