ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ - Страница 2

Образ Вавилонской башни, несомненно, обнаруживает параллели с месопотамской традицией храмового строительства. Храмы Месопотамии (зиккураты) представляли собой ступенчатые сооружения из нескольких террас, расположенных одна над другой (их число могло достигать семи), на верхней террасе находилось святилище божества. Священное Писание точно передаёт реалии именно месопотамского храмового строительства, где в отличие от большинства других государств Древнего Переднего Востока в качестве основного материала использовались высушенный на солнце или обожжённый кирпич и смола (ср.: Быт. 11:3). Во время активного археологического изучения Древней Месопотамии было сделано множество попыток найти так называемый «прообраз» Вавилонской башни в одном из раскопанных зиккуратов. Наиболее обоснованным исследователи считают предположение о вавилонском храме Мардука, который имел шумерское название «e-temen-an-ki» – храм краеугольного камня неба и земли. Найти остатки Вавилонской башни пытались уже в XII в. Вплоть до конца XIX – начала XX вв. с ней отождествляли два зиккурата, в Борсиппе и Акар-Куфе, на месте древних городов, находившихся на значительном расстоянии от Вавилона (в описании Геродота город имел столь большие размеры, что мог включать оба пункта). С зиккуратом в Борсиппе Вавилонскую башню отождествляли раввин Бенджамин из Туделы, дважды посетивший Вавилонию (между 1160–1173 гг.), немецкий исследователь Карстен Нибур (1774 г.), английский художник Роберт Керр Портер (1818 г.) и др. В Акар-Куфе Вавилонскую башню видели немец Леонард Раувольф (1573–1576 гг.) и английский купец Джон Элдред, описавший в конце XVI в. руины «башни». Итальянский путешественник Пьетро делла Валле, составивший первое подробное описание городища Вавилона (1616 г.), считал Вавилонскую башню самым северным из его холмов, который сохранял древнее название «Бабил». Попытки найти Вавилонскую башню в одном из трёх теллей (Бабиле, Борсиппе и Акар-Куфе) продолжались до конца XIX в. В начале ХХ в. границы Древнего Вавилона были выявлены, и соседние города уже не воспринимались как его части. После раскопок Клавдия Джеймса Рича и Х. Рассама в Борсиппе (городище Бирс-Нимруд, 17 км юго-западнее Вавилона, II–I тыс. до н.э.) стало ясно, что в связи с Вавилонской башней речь не может идти о её зиккурате, входившем в храм богини Набу (старовавилонский период – первая половина II тыс. до н.э.; перестройка в нововавилонский период – 625–539 гг. до н.э.). Генри Кресвик Роулинсон отождествил Акар-Куф с Дур-Куригальзу, столицей царства касситов (30 км к западу от Вавилона, основан в конце XV – начале XIV вв. до н.э., уже в XII в. до н.э. оставлен жителями), что исключило возможность его зиккурат, посвящённый богу Энлилю (раскопан в 1940 гг. Сетоном Ллойдом и Таха Бакиром), считать Вавилонской башней. Наконец, раскопки Бабиля, самого северного из холмов Вавилона, показали, что он скрывает не зиккурат, а один из дворцов Навуходоносора II. Найти Вавилонскую башню внутри Вавилона было одной из задач, поставленных перед германской экспедицией Роберта Кольдевея (1899–1917 гг.). В центральной части города были открыты остатки фундаментной платформы, которые в 1901 г. отождествили с основанием зиккурата Этеменанки.

 



 
PR-CY.ru