ВАВИЛОНИЯ - Страница 13

Вавилон – посланная Богом чаша «с вином ярости», которую должны испить все народы (Иер. 25:15–29; 51:7), молот, которым Господь поражает людей и разоряет царства (Иер. 51:20), орудие суда Божия над ними и, прежде всего, над осквернившей себя многочисленными грехами Иудеей. Сопротивление ему бесполезно и богопротивно, а те пророки, которые возвещают скорое избавление от него, суть лжепророки (Иер. 27–29). Уделом жителей Иудеи становится вавилонское пленение на предусмотренное Господом время (70 лет по Иер. 25:11; 29:10; 2 Пар. 36:21), и именно уведённые в плен евреи будут, согласно слову пророка, народом Божьим и наследниками обетований (Иер. 24). По прошествии предопределённого Господом времени Вавилон подходит к своему историческому краху, и исход из города для очистившихся испытанием иудейских пленников становится возможным. Пророки торжественно призывают к исходу из Вавилона (Ис. 48:20; 52:11; Иер. 50:8; 51:6), слово об освобождении из плена для народа Божия оказывается утешением (Ис. 40:1–2) и благовестием (Ис. 40:9; 52:7). Для самого же города наступает время суда, его ожидает полное разрушение (Ис. 13; 14:6–27; 21:1–10; 47; Иер. 50–51). В пророческом описании этого суда сильны эсхатологические и мессианские черты. Персидский царь Кир, через которого Вавилон постигает Божья кара, прямо именуется «помазанником» Господа (Ис. 45:1–6; ср. Ис. 41:1–5), а падение Вавилона будет означать наступление «лета Господня благоприятного и дня мщения Бога» (Ис. 61:1–3), «дня Господня» (Ис. 13:6–13). В «Книге пророка Даниила» тема роли Вавилона в мировой истории занимает важное место, вавилонский царь Навуходоносор представлен как гордый идолопоклонник, однако он неоднократно вынужден признать величие Бога иудеев и смириться перед Ним (Дан. 2–4). В видении (Дан. 2) царство Навуходоносора предстаёт как одна из мировых держав, сменяющих друг друга перед установлением вечного царства Бога Небесного. В Новом Завете имя этого города связано с представлением о вавилонском пленении как одном из важнейших событий Священной истории Ветхого Завета, а также служит апокалиптическим символом богоборческой империи, на уничтожение которой надеются христиане. Евангелист Матфей в родословии Иисуса Христа (Мф. 1:1–17) понимает событие вавилонского плена как важнейшую веху Священной истории: время от Авраама до Христа разделено евангелистом на три периода: от Авраама до Давида, от Давида до переселения в Вавилон, от переселения в Вавилон до Христа. Несмотря на катастрофу плена, Бог исполнил свои обетования о Мессии. Значение вавилонского плена в истории народа Божия подчёркивается в речи первомученика Стефана перед синедрионом: цитируя Ам. 2:25–27 Септуагинты (LXX), вместо переселения «далее Дамаска» Стефан говорит о переселении «далее Вавилона» (Деян. 7:42–43). Смысл заключительных слов 1 Петр. 5:13 («приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой») некоторое время был предметом споров.

 



 
PR-CY.ru