ВАВИЛОНИЯ - Страница 2

Если в основе системы наказаний традиционного месопотамского законодательства лежало, прежде всего, материальное возмещение ущерба, даже в случае нанесения физического вреда, то в «Законах Хаммурапи» очень часто преступления караются смертной казнью или предписывается наказание по принципу возмездия равным за равное. Этот же принцип упоминается и в Ветхом Завете (Лев. 24:20; Исх. 21:23–24). У исследователей есть предположение, что это – наследие аморрейской судебной практики. Социальное и хозяйственное устройство Вавилонии, утвердившееся при Хаммурапи, оставалось неизменным и при его преемниках. После смерти Хаммурапи на престол вступил его сын Самсуилуна (1749–1712 гг. до н.э.), главной задачей которого было сохранить завоевания своего отца. Однако ряд факторов – восстания шумерских городов на юге Вавилонии, сепаратизм местных городских правителей, политическая слабость наследников Хаммурапи – привели к тому, что Вавилония постепенно слабела, а её территория уменьшалась. Конец династии связан с захватом города Вавилона армией хеттского царя Мурсилиса в 1595 г. до н.э. Хетты, разграбив город, вынуждены были уйти. Плодами этой победы воспользовались касситы, которые захватили город и основали здесь новую династию, правившую в Вавилонии больше 400 лет (1595–1150 гг. до н.э.). Вавилония в первой половине II тыс. до н.э. сохраняла в хозяйственной жизни и особенно культуре и религии многие черты традиционного шумерского уклада. Важнейшей социальной и политической структурой государства были небольшие города, являвшиеся культовыми центрами окружавших их территорий. Основу экономики составляли земледелие и скотоводство, большую роль в жизни страны играло ремесленное производство и торговля. В социальном плане население Вавилонии делилось на три основные группы: полноправные свободные (авилумы), т.е. лица, владевшие по праву наследования земельными участками и недвижимостью, свободные с ограниченными правами (мушкенумы), в их число входили люди, не имевшие наследственных прав на землю и получавшие земельные наделы от дворца или храма за службу, и рабы (вардумы). Число рабов было сравнительно невелико. В городах Вавилонии процветали искусство, литература, развивались познания в области медицины, математики, астрономии. Этому способствовало сохранение и развитие системы образования. При храмах действовали школы, где будущих писцов обучали чтению и письму на шумерском и аккадском языках, основам математики и другим необходимым знаниям. Писцы переписывали и переводили на аккадский язык шумерские религиозные и другие тексты, создавали новые произведения на аккадском языке, так что многие исследователи считают тот период временем «классического вавилонского языка». По своему религиозному мировоззрению вавилоняне были политеистами, происхождение вавилонских богов исследователи прослеживают с шумерских времён. Мир богов был организован в определённом порядке, так что каждый бог конкретного города занимал своё место в общей божественной иерархии Вавилонии. Первоначально высшее место занимал Элиль, главный бог города Ниппура, древнейшего священного центра шумеров. По мере возвышения Вавилона при Хаммурапи на первый план стал постепенно выдвигаться главный бог – покровитель этого города Мардук. Средневавилонский период (1595–1000 гг. до н.э.) исследователи условно делят на правление касситской династии (1595–1150 гг. до н.э.) и второй династии Иссина (1150–1027 гг. до н.э.). Касситы в отличие от других этнических групп, мигрировавших в Месопотамию, таких как аморреи или арамеи, во многом остаются загадкой для исследователей. От касситского языка почти ничего не сохранилось, за исключением отдельных имён и терминов, и установить его принадлежность к какой-либо известной языковой семье исследователям пока не удалось.

 



 
PR-CY.ru