ВОИПОСТАСНОЕ

ВОИПОСТАСНОЕ – термин, используемый в православном богословии. В некоторых случаях синонимичен сущностному, существующему и действенному; антоним неипостасного; более предпочтителен перевод как «ипостасное». Слово «воипостасное» не входило в лексикон античных писателей и было введено в обиход христианскими авторами. Так, Ориген говорил об «ипостасном Слове», противопоставляя Его «призрачным словам». Выражение «ипостасное Слово» прочно вошло в словарь христианской письменности и часто использовалось св. отцами и церковными писателями. Термин «воипостасное» применялся не только в отношении Сына, но также Отца, Святого Духа и всех вместе Лиц Святой Троицы. Основное его значение в данных случаях – «ипостасный», «существующий как ипостась»: «Единосущное указывает на одну ипостась, а также означает ипостасного Отца, ипостасного Сына и ипостасного Духа Святого. Как синоним ипостасного, термин «воипостасное» относился не только к Лицам Святой Троицы, но и к человеку: «Если ум есть дух, и дух – ум… а душа – иная, чем ум и дух, ипостась, тогда в человеке не две ипостаси, сходящиеся в одной ипостаси; тогда не только душа и тело являются ипостасными, но четыре (силы): ум – одна ипостась, душа – другая ипостась, дух – иная ипостась и тело – ещё другая ипостась». Ориген вкладывал в понятие «воипостасное» также значение реально существующего, предметного, противоположного иллюзорному и призрачному. Вслед за ним в таком же смысле понимали воипостасное и другие авторы. Так, Василий Великий ставил слово «воипостасное» в один ряд со словом «существующее», а Григорий Нисский – рядом со словом «сущностный». Понятием, смежным с «реальным», для св. отцов и церковных писателей было «истинное», которое также рассматривалось как один из аспектов «воипостасного». В таком контексте зло для св. отцов не было воипостасным. Иногда св. отцы понимали воипостасное как то, что имманентно сущности. Так, Григорий Нисский писал, что благая и превечная воля Бога всегда присуща превечной природе. В приписываемом ему же трактате «Об образе и подобии Божием» говорится: «Не из внешнего, но из находящегося в тебе познавай скрытого Бога, познай Троицу через предметы, присущие тебе, – из троицы, пребывающей в тебе». В схожем смысле присущего, имманентного, употреблял воипостасное автор Слова «Против астрономов», приписываемого Григорию Богослову. Он охарактеризовал теплоту крови как её воипостасное. В эпоху христологических споров семантика слова «воипостасное» не выходила за пределы, очерченные каппадокийцами и их современниками. Тем не менее, в его употреблении появились новые акценты, связанные с применением по отношению к таинству воплощения Христа триадологической терминологии каппадокийцев.

 



 
PR-CY.ru