ВЕРНАДСКИЙ Георгий Владимирович - Страница 2

В сентябре 1920 г. Г.В. Вернадский принял предложение Петра Николаевича Врангеля возглавить Отдел печати при Гражданском управлении Крыма, участвовал в комиссии по обработке материалов Таврического архива о деятельности Григория Александровича Потёмкина. В «Известиях Таврического университета» (1919–1920 гг.) опубликовал несколько статей по истории Крыма. 30 октября 1920 г. Г.В. Вернадский отплыл в Константинополь, через четыре месяца переехал в Афины, преподавал в Православной школе для детей русской эмиграции, был принят в Греческую археологическую ассоциацию. В ноябре 1921 г. русская православная община Афин делегировала его на Карловацкий собор (в Сремски-Карловци, Югославия). Г.В. Вернадский не считал себя компетентным в решении церковных вопросов, при обсуждении политических проблем воздерживался от голосования, досрочно покинул заседания Собора и вернулся в Афины. В феврале 1922 г. по приглашению Русской учебной коллегии в Праге Г.В. Вернадский переехал в Чехословакию, где получил место профессора русского юридического факультета Карлова университета. На основе лекционного курса в Праге издал учебник «Очерк истории права Русского государства XVIII–XIX вв.: Период империи» (1924 г.; М., 1998 г.) и книгу «Государственная Уставная грамота Российской империи 1820 г.» (1925 г.). Работал в архивах Праги, Берлина, Вены и Парижа, изучая хранящиеся в них русские рукописи. Участвовал в семинаре под руководством Никодима Павловича Кондакова, в 1925–1927 гг. руководил семинаром имени Н.П. Кондакова (с 1931 г. – Институт имени Н.П. Кондакова). В 1922 г. Г.В. Вернадский примкнул к евразийству, идеи этого движения отразились в его сочинениях «Начертание русской истории» (Прага, 1927 г.; переиздано: М., 1996 г.. СПб., 2000 г.), «Опыт истории Евразии с VI в. до настоящего времени» (Берлин, 1934 г.), «Звенья русской культуры» (Берлин, 1938 г.). Среди русских церковных деятелей и писателей в эмиграции высказывалось мнение о необходимости унии с католической церковью ради «сохранения целостности Русской Православной Церкви за рубежом». Г.В. Вернадский и его единомышленники решительно выступили против этого намерения. В статье «”Соединение Церквей” в исторической действительности», опубликованной в евразийском издании «Россия и латинство» (Берлин, 1923 г., переиздано: 1994 г.), Г.В. Вернадский рассмотрел историю церковных уний с Лионской 1274 г. до Брестской 1596 г. как акты «насилия над совестью слабейшего». Он считал, что «нигде уния не была действительным “соединением” церквей; она почти всюду была или вынужденной, или неискренней, или просто подготовительной степенью для перехода в латинство». В 1927 г. Г.В. Вернадский, получив приглашение Йельского университета, переехал в США. По поручению университета написал для студентов однотомную «Историю России», которая вышла в 1929 г. При переизданиях (шестое издание в 1969 г.) Г.В. Вернадский дополнял её новыми главами, доведя изложение до современности. Книга пользовалась большой популярностью, была переведена на большинство европейских языков (русский перевод: «Русская история». М., 1997 г.) и содержит специальные разделы, посвящённые церковной тематике.

 



 
PR-CY.ru