ВЛАТАДОН - Страница 3

В конце XIX в. игуменом Каллиником Георгиадисом были построены северные ворота, в 1926 г. игуменом Иоакимом Ивиритом – резиденция игумена, в 1937 г. – ризница с библиотекой и храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. С 1968 г. началось возведение комплекса зданий Патриаршего института патристических исследований (Константинопольский патриархат). До 1972 г. на территории монастыря существовала древняя церковь во имя Григория Паламы. Фрески наоса, раскрытые во время реставрационных работ 1981–1982 гг., были созданы между 1360 и 1383 гг. фессалоникийскими мастерами. В куполе изображены Христос Пантократор и ангельские силы, в барабане – пророки (под записью), росписи алтаря не сохранились. На подпружных арках – сцены двунадесятых праздников («Рождество», «Крещение», «Преображение», «Вход Господень в Иерусалим», «Распятие» и «Сошествие во ад»), на стенах – изображения святых в два яруса (например, Антоний Великий в нижней зоне, над ним погрудные изображения святых Климента и Агафангела, Кира и Иоанна). В нишах на восточной стороне юго-западного и северо-западного столпов помещены соответственно группы святых: три пророка, под ними Максим Исповедник и три преподобных (нижняя секция утрачена). По сторонам эти группы обрамлены меньшими по размеру погрудными изображениями святых. В нартексе сохранились изображения святых воинов (великомученик Димитрий, мученик Пров) в нижней зоне, над ними – сцена «Христос исцеляет слепорождённого». Помещённые в нишах на западных сторонах юго-западного и северо-западного столпов композиции «Крещение Господне» и «Три вавилонских отрока в пещи огненной» сохранились лучше других фресок. В проходе из главного храма в нартекс с северной стороны южного столпа находится древнейшее из дошедших до наших дней изображение Григория Паламы; он представлен склонённым влево, в архиерейском облачении с книгой в руках. Росписи южного придела, выполненные, по мнению Х. Мавропулу-Циуми, в конце XIV – начале XV вв., были раскрыты из-под слоя штукатурки в 1907 г. (в настоящее время закопчены и плохо различимы). В апсиде изображены Богоматерь Оранта и «Служба святых отцов», в куполе – Христос Пантократор, в парусах вместо традиционных фигур четырёх евангелистов – изображения четырёх богословов (Григория Богослова, апостола Иоанна Богослова, Григория Паламы и, как полагают исследователи, Симеона Нового Богослова), на северной стене: в нижнем ярусе – фигуры святых в рост (преподобномученик Стефан Новый, великомученик Георгий, великомученик Димитрий, апостол Иоанн Богослов), в верхнем ярусе – сцены из Жития Иоанна Златоуста, на южной стене: внизу – изображения священномученика Климента, епископа Анкирского, Иоанна Предтечи, неизвестного святого (сохранились фрагментарно) и Дионисия Ареопагита, над ними – перенесение мощей святителя, как полагают исследователи, Иоанна Златоуста.

 



 
PR-CY.ru