Словарь по христианству В ВАСИЛИЙ - Страница 3

ВАСИЛИЙ - Страница 3

Помимо литературной обработки текста Варлаам усилил его антикатолическую направленность. Написанное в разгар ливонской войны, Житие Исидора было очень актуально, его «призывы, опирающиеся на живой пример русских, героически страдавших на тех землях, где теперь шли бои, не могли не звучать чрезвычайно действенно» (Александр Иванович Рогов). Псковской тематике посвящено также созданное Варлаамом в 1565 г. «Сказание об иконе Знамения Богородицы Мирожской». В «Сказании…» описывается «чудо слёзного знамения» – заступничество Пресвятой Богородицы за Псков и псковичей ввиду угрозы со стороны Литвы. По предположению Елены Васильевны Неберекутиной, Василий является автором нескольких статей в «Книге Степенной царского родословия – «Похвалы Василию», «Сказания о Данииле Переяславском» и «Чудес», а также одним из редакторов Жития княгини Ольги. В рукописях встречаются проложные Жития Евфросина (Российская государственная библиотека), Саввы Крыпецкого, Александра Невского, созданное по редакции Василия (Российская государственная библиотека), – святых, над чьими жизнеописаниями в своё время трудился Василий, однако вопрос о принадлежности проложных редакций псковскому священнику, по мнению исследователей, нуждается в дальнейшем изучении. Гимнографическое наследие Василия не исследовано. Его перу принадлежат службы Евфросину Псковскому, князю Всеволоду-Гавриилу (конец 1540 гг.), Савве Крыпецкому, епископу Нифонту, мученику Георгию Новому. В основу последней службы положено творение митрополита Григория Цамблака на память Иоанна Нового. Служба мученику Георгию, по мнению Игоря Ивановича Калиганова, написана в конце 1540 гг., вошла в богослужебную Минею (М., 1626 г.). Варвара Павловна Адрианова-Перетц атрибутирует Василию Похвальное слово Алексию, человеку Божию, известное по рукописи начала XVII в. Оно было написано после 1559 г., основными источниками послужили Житие преподобного Алексия в составе древней редакции «Златоструя», а также Жития Евфросина Псковского и другие труды псковского агиографа. Андрей Иванович Плигузов высказал предположение о принадлежности Василию одной из редакций Жития Иосифа Волоцкого. Павел Михайлович Строев и архиепископ Филарет (Гумилёвский) приписывают Василию Житие Арсения Коневского, созданное коневским игуменом Варлаамом, однако оснований для отождествления псковского писателя с коневским игуменом у исследователей нет. Литературным образцом для Василия служили труды выдающихся писателей, использовавших стиль «плетения словес», в первую очередь, сочинения Пахомия Логофета, из которых псковский автор делал многочисленные, не всегда оправданные историческим содержанием заимствования в свои сочинения. Василий зачастую механически переносил тексты, в частности, характеристики святых, из одного Жития в другое, что обедняло фактическое содержание его произведений и даже приводило к искажению исторической реальности. Некоторые Жития, написанные Василием, не изданы.



 
PR-CY.ru