Словарь по христианству В ВАСИЛИЙ - Страница 2

ВАСИЛИЙ - Страница 2

Около 1549 –1551 гг. Василий составил проложную редакцию Жития мученика Георгия Нового (1515 г.). Основой для этого труда стала пространная редакция Жития, написанная иеромонахом домового храма Новгородских архиереев Илиёй по рассказам афонских монахов, побывавших в Великом Новгороде в 1539 г. Текст Василия был отредактирован митрополитом Макарием, впоследствии был включён в Пролог (М., 1643 г.). В 1550–1552 гг. агиограф создал пространное Житие князя Всеволода-Гавриила Псковского (ум. в 1138 г.; Российская государственная библиотека, XVI в.), главным источником для которого послужили летописные записи о князе, а также устные свидетельства «старца клирика Ивана... добре ведуща яже о святем повествования от неложных мужей псковских старейших» (в частности, в описании чудес, совершавшихся от мощей Всеволода-Гавриила в конце XV –первой половине XVI в.). Характеристика князя написана под влиянием Житий князей Александра Ярославича Невского и Фёдора Ростиславича Ярославского. Повествование об обретении мощей заканчивается сообщением об установлении празднования князю и похвалой ему. В описании чудес встречаются интересные особенности, говорится, например, об обычае ставить заветную свечу в рост больного перед ракой князя (это Житие также было включено Макарием в состав ВМЧ). Как считает Валентина Ильинична Охотникова, Василий начал работать над составлением Жития и похвалы Савве Крыпецкому (Российская национальная библиотека) по благословению крыпецкого игумена Иосифа (1551–1554 гг.), к апрелю 1554 г., когда были обретены мощи святого, была составлена первая редакция, в 1555, 1559–1560, 15621564 гг. Василий дополнил её описанием чудес, совершавшихся от мощей святого. Главным источником для Жития стали рассказы насельников монастыря, автор также использовал Житие Варлаама Хутынского, написанное Пахомием Логофетом. В предисловии к Житию Василий высказывает обычную для его времени мысль о Руси как единственной хранительнице благочестия: в Константинополе «вера православная испроказися Махметовою прелестию от безбожных турок, зде же в Рустей земли паче просия святых отец наших учением». В 1558 г. уже принявший монашество агиограф написал Житие Новгородского архиепископа Нифонта (ум. в 1156 г.), основываясь на сказании о святителе из «Киево-Печерского Патерика» Кассиановской редакции. Варлаам дополнил сказание предисловием, несколькими известиями о святителе и похвалой святому. В конце Жития сообщается, что канонизация архиепископа Нифонта состоялась при митрополите Макарии (как полагают исследователи, на Соборе в 1549 г.). В эти же годы иеромонах Варлаам по поручению митрополита Макария создал четвёртую редакцию Жития Новгородского епископа Никиты (1108 г.; Исторический музей). Для этого он воспользовался произведением инока Зиновия Отенского, написанным в связи с обретением мощей святителя Никиты в новгородском Софийском соборе в 1558 г. Также по благословению Макария агиограф между 1558 и 1563 гг. создал пространную редакцию Жития юрьевского священномученика Исидора (1472 гг.) на основе краткой редакции.

 



 
PR-CY.ru