ВАСИЛИЙ

ВАСИЛИЙ (ум. около 1098 г.) – преподобномученик Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (память 11 августа, 28 сентября – в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю вторую Великого поста – в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших). Основным источником сведений о нём является Житие преподобномучеников Василия и Феодора в составе «Киево-Печерского Патерика». Василий, будучи опытным в духовных вопросах монахом («Патерик» называет его «свершеннейшим»), помог Феодору избавиться от греховной скорби по имению, которым Феодор обладал в миру. Бес, продолжая смущать Феодора, показал ему сокровище, зарытое в Варяжской пещере, где подвизался святой. По молитвам Василия Феодор забыл о местонахождении сокровища и навсегда избавился от греха сребролюбия. Впредь, чтобы не впасть в искушение, святые договорились открывать свои помыслы друг другу. После 1096 г. Феодор, став старым и немощным, покинул пещеру и построил себе келью в монастыре «на ветхом дворе»; Василий перебрался в Варяжскую пещеру. Бес, желая погубить святых, прельстил князя Мстислава Святополчича, который подверг иноков жестоким мучениям, желая узнать, где спрятано варяжское сокровище. Князь ранил Василия стрелой и, согласно предсказанию мученика, сам погиб от стрелы, обороняя Владимир-Волынский в 1099 г. Василий и Феодор скончались в темнице, монахи погребли их в «одежи кровавей» в Варяжской пещере, затем их мощи были перенесены в Ближние пещеры, о чём упоминает в «Тератургиме» (1638 г.) иеромонах Афанасий Кальнофойский. Ныне мощи преподобномучеников почивают в Ближних пещерах в двойной раке. Имена Василия и Феодора в числе 11 Печерских святых значатся в древнем «Помяннике» (конец XV – начало XVI вв.) Киево-Печерского монастыря, который, в свою очередь, был возобновлением ещё более древнего, уничтоженного во время татарского нашествия на Киев в 1482 г. Местная канонизация Василия и Феодора совершилась, как полагают исследователи, в первой половине XVII в., т.к. их имена с указанием отдельного дня памяти (11 августа) названы в «Анфологионе» 1619 г., изданном в Киево-Печерском монастыре. В четвёртом тропаре пятой песни «Канона преподобным отцам Печерским», составленного в 1643 г. по благословению Киевского митрополита Петра (Могилы) протосинкеллом и экзархом Константинопольского патриарха Мелетием Сиригом, Василий и Феодор воспеваются как «одушевленная бывше сокровища... пострадавшии неповинне». Отдельный день памяти мучеников под 11 августа указан также в месяцеслове «Полуустава» 1643 г. и в «Минее» 1680 г., изданных Киево-Печерским монастырём. При архимандрите Варлааме (Ясинском; 1684–1690 гг.) установлено празднование Собору преподобных отцов Ближних пещер – в первую субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня. Служба Василию и Феодору со славословием была составлена, как предполагают исследователи, в конце XVII в. (издано: Киев, 1763 г.).

 



 
PR-CY.ru