ВАЮ

ВАЮ (санскр. – ветер, воздух) – в ведической и индуистской мифологии божество ветра. Образ Ваю восходит к единой индоевропейской мифологии; его ближайшая параллель (Вайю) – бог ветра в авестийской традиции. В гимнах «Ригведы» Ваю прославляется как самостоятельно значимое божество или как спутник (колесничий) Индры; изображается в виде юноши, мчащегося на колеснице, запряжённой красными (булаными) конями, тем самым подчёркивается его скорость и стремительность, благодаря которым Ваю раньше других богов снимает пробу ритуального жертвенного напитка – сомы. Ваю иногда отождествляется с Ватой (ветром) – другим богом ветра, менее важным и не имеющим антропоморфного облика. Потомками Ваю считаются маруты – грозные божества бури. Его постоянные имена-эпитеты: Павана (Очищающий), Гандха-ваха (Приносящий ароматы), Сатата-га (Постоянно движущийся). В эпосе и литературе пуран Ваю участвует в ряде мифологических сюжетов: в «Махабхарате» он выступает в роли отца Бхимы, одного из братьев Пандавов, которому передаёт по наследству силу и быстроту; в «Рамаяне» он влюбляется в дочерей Кушанабхи, но, будучи отвергнут ими, проклинает и превращает в горбуний; там же он называется отцом Ханумана. «Бхагавата-пурана» повествует о том, как Ваю создал остров Шри-Ланку, сорвав и бросив в океан вершину горы Меру. Впоследствии религиозно-мифологическая значимость Ваю падает: он превращается в одного из локапал, божеств-защитников сторон света, и становится покровителем северо-западной стороны. Ваю сочетает в себе как благостные, так и губительные черты, отождествляясь с живительным дыханием (праной), с одной стороны, с ураганом и штормовым ветром – с другой. Ваю отведена немаловажная роль в эсхатологии: согласно «Махабхарате», Ваю явится как сокрушительный ураган в конце мирового периода (кальпы).

 
PR-CY.ru