ВИШНУ - Страница 2

Подобные представления есть уже и в эпосе. В одном из вариантов мифа о потопе мудрец Маркандея, спасённый Вишну (который в облике прекрасного юноши сидит на ветвях баньянового дерева), проникает в чрево божества и видит там всю вселенную: землю, небеса, людей, богов и т.д. Таким образом, мир предстаёт как форма существования Вишну. Согласно другому варианту мифа о потопе, Вишну в конце каждого мирового цикла вбирает в себя вселенную и погружается в сон, возлежа на тысячеглавом змее Шеше, плавающем по мировому океану. Когда Вишну просыпается и замышляет новое творение, из его пупа вырастает лотос, а из лотоса появляется Брахма, который и осуществляет непосредственно акт творения мира. Из других мифов, связанных с Вишну, исследователи называют миф о пахтанье мирового океана, предпринятого богами и их противниками – асурами под водительством Вишну-Нараяны. В этом мифе Вишну превращается в гигантскую черепаху, служащую опорой для горы Мандары, которую боги используют в качестве мутовки; он же отнимает у демонов добытую амриту (напиток бессмертия), приняв облик прекрасной женщины, и играет решающую роль в последовавшей затем битве богов и асуров. Мотив торжества над злом и принятия для этой цели определённого облика составляет основное содержание мифов об аватарах Вишну. Во всех своих проявлениях Вишну олицетворяет энергию, благоустрояющую космос. В различных мифологических и религиозно-философских системах (например, в вишнуизме) эта энергия, именуемая Вишну, предстаёт во множестве обликов: от неописуемого абсолюта до личностного бога, к которому человек может испытывать сильную эмоциональную привязанность (бхакти). В Ведах Вишну наделён неопределённо антропоморфными чертами: он описывается как воинственный юноша большого роста. В сложившейся позднее иконографии Вишну обычно изображается возлежащим на змее Шеше или стоящим в полной боевой экипировке. В одной из четырёх рук он держит чакру (букв. – круг, диск), специфическое оружие наподобие бумеранга, обладающее сверхъестественной силой, в другой  руке – раковину, в третьей – булаву (палица), в четвёртой – лотос или лук. Цвет кожи Вишну тёмно-синий, одежды – жёлтый, как и у его аватар Рамы и Кришны, но в «Махабхарате» встречаются утверждения, что кожа Вишну принимает разный цвет в зависимости от юги. Супруга Вишну – Лакшми. Обычное местопребывание Вишну – райская обитель Вайкунтха, на вершине мифической горы Меру. Его ездовое животное (вахана) – царь птиц Гаруда. Вишну имеет много различных имён, связанных или с его свойствами и атрибутами, или с мифическими подвигами его самого и его аватар. В «Махабхарате» есть раздел под названием «Гимн тысяче имён Вишну». Среди наиболее важных имён Вишну: Хари (букв. – рыжевато-коричневый, но толкуется как избавитель), Говинда (пастух), Кешава (благоволосый), Мадхусудана (убийца демона Мадху), Мурари (враг демона Муры), Пурушоттама (лучший из людей или высший дух).



 
PR-CY.ru