ВИШНУИЗМ - Страница 2

Божества вишнуитского пантеона имеют важное визуальное отличие в иконографии: на правой стороне груди изображается завиток или треугольник – шриватса, благодатный символ, место пребывания Шри (она же Лакшми, богиня счастья, супруга Вишну). В вишнуизме широко распространено почитание священных мест, храмов, растений (священных деревьев), камней, переправ через реки – тиртх (например, Вишала-Бадари). Крупные центры паломничеств вишнуитов – Айодхья (связан с легендарной историей Рамы), Бадринатх в предгорьях Гималаев и Матхура (штат Уттар-Прадеш), Дварка (штат Гуджарат), Пури (штат Орисса), Рамешварам и Шри-Рангам (город-храм бога Вишну, штат Тамилнад). Большинство культовых мест вишнуизма связаны с аватарами Вишну, с легендарными биографиями Кришны (и ассоциированных с ним божеств) и Рамы. В культовую систему вишнуизма были включены многие местные культы, соединившие в себе религиозные элементы различного происхождения (шиваизма, джайнизма, тантризма, местных анимистических верований). Наиболее знамениты из них культы Джаганнатха (город Пури в Ориссе), Виттхаля (город Пандхарпур в Махараштре), Венкатешвары (город Тирупати в Андхра-Прадеш). Среди вишнуитских праздников важными являются день Рам Навами (девятый день растущей половины месяца чайтра, обычно середина апреля), Кришна Джаянти (день рождения Кришны; восьмой день убывающей половины месяца шравана, середина августа), Дивали (празднество, длящееся четыре дня с четырнадцатого дня убывающей половины месяца ашвин, конец октября). Вишнуитское бхакти (духовное движение) значительно способствовало расцвету поэзии и исполнительских искусств. Среди наиболее известных бхактов-вишнуитов – тамильские альвары (VI–X вв.), а также поэты Намдев (1270–1350 гг.), Рамананда (1400–1470 или 1440–1518 гг.), Мира Баи (1498 – 1546/1547 гг.), Тулсидас (приблизительно 1532–1623 гг.), Тукарам (1598/1608 – 1649 гг.). В Бенгалии, Ассаме, Манипуре исполнялись посвящённые Вишну и Кришне театрализованные действия – санкиртаны, раслила и рамлила, драма анкхья-нат. В рамках вишнуизма формировались различные религиозно-философские направления, интерпретирующие взаимоотношения индивидуальной души и Бога: вишишта-адвайта (Рамануджа, XI–XII вв.), двайта (Мадхва, XIII в.), двайта-адвайта (Нимбарка, XII в.), шуддха-адвайта (Валлабха, около 1479 – 1531/1532 гг.), ачинтья-бхеда-абхеда (Чайтанья, около 1486 – 1533 гг.).



 
PR-CY.ru