ВИШИШТА-АДВАЙТА

ВИШИШТА-АДВАЙТА (квалифицированная недвойственность) – в индийской религиозно-философской традиции второе по значимости направление веданты, оппонирующее адвайта-веданте и выросшее из стремления адаптировать философское учение об Абсолюте к потребностям религиозного почитания Божества в движении бхакти. Потому не случайно, что вишишта-адвайта составляет мировоззренческое ядро одного из наиболее влиятельных течений бхактистского вишнуизма – шривайшнавов. Название вишишта-адвайта связано, как полагают исследователи, с пониманием того, что высшее божество – Брахман-Вишну по природе своей наделён совершенными положительными качествами, начиная со всеведения, благости и всемогущества (что в адвайта-веданте соответствует лишь уровню относительной истины познания Брахмана). Его самовыражение через души (чит) и материю (ачит), с которыми он, будучи единственной высшей реальностью, находится в соотношениях, подобных отношениям между субстанцией и атрибутами или между душой и телом. В противовес учению Шанкары, по вишишта-адвайте, Брахман создаёт мир из самого себя и по своей воле через материю (напоминающую Пракрити санкхьяиков) не иллюзорно, но реально (хотя сам при этом и не изменяется), «Упанишады», согласно вишишта-адвайте, отрицают лишь независимое от него существование материальных объектов, но не саму их действительность. В этой связи адвайтистская концепция Майи подвергается резкой критике, но само это понятие (как обозначение реальной креативной силы Брахмана) не отрицается. Души не тождественны, в конечном счёте, Брахману, но, составляя его частицы (амша), подобны ему в своей вечности и сознательности (утверждается и их атомарность), хотя и соединяются с телами вследствие действия закона кармы, который также не иллюзорен. Потому и освобождение души (мокша) есть максимальное уподобление Божеству, но не идентичность ему (как у адвайта-ведантистов), конечная цель – сопребывание с Вишну на небе Вайкунтха, а лучшее средство её реализации – самоотдача-прапатти адепта Божеству (а не интеллектуальная медитация, как полагают адвайтисты), рекомендуемая всем, независимо от касты, положения в обществе и пола. Необходимым условием эффективности психотехники по методу самоотдачи является участие в ритуале, приписываемом как ведийскими текстами, так и панчаратрийскими агамами. Вишишта-адвайта – первый опыт вишнуитской веданты Бхаскары (которая подвергается критике в вишишта-адвайте за трансформизм), опирается на философствование панчаратриков (вишнуитская группа, обожествлявшая Васудеву-Нараяну и его манифестации-вьюхи) и мистические прозрения альваров, самым поздним из которых был Натхамуни (IX–X вв.). Его последователем был Ямуначарья (X–XI вв.), которому «наследовал» через два поколения Рамануджа (XI–XII вв.), установивший «школьную» традицию вишишта-адвайты в комментариях к «Брахмасутрам», «Бхагавадгите» и в собственных трактатах, где предлагалось истолкование сакральных для ведантистов текстов, альтернативное шанкаровскому. После Рамануджи вишишта-адвайта разделилась на северную (её приверженцы называются вадагалаи) и южную (её последователи – тенгалаи), каждое из направлений считает «ортодоксальным» только себя. Основными последователями Рамануджи были Сударшана Сури (XIII–XIV вв.) и Венканатха, более известный под именем Ведантадешика (XIV в.), среди более поздних Шринивасачарья (XVII–XVIII вв.). Основываясь на теистическом способе прочтения в вишишта-адвайте основных памятников веданты (прастханатрая) и её религиозной практике, ряд индологов видели связь с южноиндийским несторианством (Р. Гарбе и др.), некоторые компаративисты проводили параллели между концепцией прапатти и католическим мистицизмом (Дж. Плотт и др.).

 
PR-CY.ru