ВИВЕКАНАНДА

ВИВЕКАНАНДА, в миру Нарендранат Датт (1863–1902 гг.) – свами, индийский религиозный и общественный деятель, один из основателей неоиндуизма, способствовавший пробуждению национального самосознания индийского народа и установлению диалога с западной культурой. Вивекананда родился в Калькутте, в семье адвоката, достаточно скептически настроенного к индуизму; получил западное образование: закончил Пресвитерианский колледж, где изучал астрономию, философию, математику, медицину и языки. В юности участвовал в реформаторской деятельности Брахмо самадж, состоял в калькуттской масонской ложе, прошёл через европейский скептицизм и агностицизм, но после долгих исканий обратился к учению Рамакришны Парамахансы (1836–1886 гг.) и в возрасте 23 лет, решив посвятить себя религиозному служению, принял статус санньясина. Однако санньяса Вивекананды была не традиционным аскетическим удалением от мира, а, напротив, активным и самоотверженным служением человечеству. Вивекананда завершил свой путь проповедью неоиндуистского учения, которое нашло адептов не только на Востоке, но и на Западе после выступления Вивекананды-свами на Всемирном парламенте религий в Чикаго в 1893 г. Начав с усвоения элементов чужой культуры, Вивекананда пришёл к углублённому поиску их эквивалентов в традиции неоиндуизма, закончив свою работу созданием религиозного синтеза. Одним из ключевых понятий западной культуры, аналог которому Вивекананда пытался отыскать в собственной традиции, была наука. Полагая, что «наука это не что иное, как поиск единства», он увидел её подобие в абсолютном монизме адвайта-веданте, которую и предложил называть «наукой религии». По его мнению, аналогом трёх основ науки (чувственного восприятия, разума и интуиции) являются три праманы (источника знания) в веданте – пратьякша (восприятие), анумана (рассуждение) и шрути (откровение). Высшей из трёх Вивекананда признаёт интуицию-шрути, которая не вступает в конфликт с разумом, а дополняет его.

 



 
PR-CY.ru