ВАЛЛАБХА

ВАЛЛАБХА (1479–1531 или 1532 г.) – индийский теолог и мистик, один из учителей вайшнавизма (вишнуизма), основоположник религиозного движения «Пушти-марг». Родился в вайшнавитской брахманской семье в Северной Индии. Пребывал в стадии ученичества (брахмачарья) в течение двадцати лет. С 12 лет участвовал в философских дискуссиях между сторонниками адвайта- и двайта-веданты. Несмотря на юный возраст, сумел одержать верх в споре с учёными пандитами, устроенном при дворе раджи в Виджаянагаре, получил статус вайшнавачарьи (религиозного учителя вишнуитов) и удостоился церемонии канакабхишека – был осыпан золотым дождём. За время своей жизни совершил три длительных паломничества по Индии, посещая вайшнавитские ашрамы и места, связанные с земной жизнью Кришны. В 1492 или 1500 г. в Брадже (близ города Матхура) основал собственную сампрадаю, новое духовное учение, которое было названо «Пушти-марг» («путь поддержки, милости»). Валлабха учил, что с наступлением Кали-юги (последнего мирового периода) у человека не осталось способностей к духовному самосовершенствованию, поэтому он должен надеяться лишь на божественную милость, всецело положиться на Бога и уповать на спасительный союз с ним (Брахма-самбандха). В 1500 г. Валлабха женился, вступил в стадию жизни грихастхи (домохозяина), в которой пребывал до последнего года жизни и этим отличался от остальных учителей-вайшнавов, его современников, бывших аскетами-санньяси. Он утверждал, что положение семьянина не является помехой для духовного развития. Благодаря своей антиаскетической позиции Валлабха получил впоследствии прозвание «индийского Эпикура». Лишь в конце жизни принял посвящение в санньясу. В Варанаси Валлабха, написав на камне своё духовное завещание – гимн любви к богу Кришне, погрузился в воды Ганги и исчез. В паломничествах Валлабха не раз встречался с учителем бхакти и св. Чайтаньей. Их объединяло особое внимание к «Бхагавата-пуране», тексту, который в средневековой Индии стал рассматриваться как один из основополагающих священных писаний индуизма. Валлабха много лет работал над созданием комментариев к «Бхагавата-пуране» («Бхагавата-тика-субодхини»), но они, равно как и комментарии к «Брахма-сутрам» Бадараяны, остались незавершёнными, их дорабатывал сын Валлабхи – Виттхальнатха, взявший на себя также и управление общиной.

 



 
PR-CY.ru