ВАЙШЕШИКА - Страница 2

Вводя категорию присущности, вайшешика постулирует инаковость целого по отношению к сумме его частей и тем самым полемизирует с буддийской концепцией нереальности целого. Особенность онтологии вайшешики – в бесконечном разнообразии первичных субстанций, атомов, отсюда происходит и название школы (вишеша – различие). Помимо атомов материальных стихий (бхуты) в вайшешике выделялись «атомы» пространства (пространственные точки – прадеша), времени (моменты – кшана), движения – соединение и разъединение движущегося тела с точками пространства и др. Однако атомизм вайшешики значительно отличался от буддийской теории абсолютно дискретных элементов – дхарм. В противоположность буддийским дхармам атомы вайшешики неизменны и самотождественны в пространстве и времени, которые, хотя делятся в практических целях на точки и мгновения, в действительности представляют собой неизменные субстанции. Согласно антропологии вайшешики, тело человека состоит только из атомов земли, органы чувств – из атомов соответствующих стихий (зрение – из атомов огня, вкус – из атомов воды, обоняние – из атомов земли, осязание – из атомов ветра, слух – из части акаши). Основной действующий орган психики – манас, согласно учению вайшешики, является атомом, поэтому психическая жизнь индивида понимается как последовательность атомарных процессов. В отличие от школ веданты сознание в вайшешике является не сущностью атмана, а лишь его временным (на период воплощения) атрибутом. Лишившись тела, атман становится бессознательным (оппоненты вайшешики уподобляли его куску камня). Разработанная в вайшешике концепция освобождения индивидуальных атманов от сансары (оно понималось исключительно как избавление от страданий) напоминала буддийскую нирвану. Вайшешика периода «Вайшешика-сутр» обходится без космогонии. Её появление у Прашастапады ознаменовано введением Ишвары (Господа) в роли божественного зодчего. Последующие авторы приложили много усилий для развития теистической доктрины вайшешики. С самого раннего периода своего развития вайшешика была близка другой рационалистической философской системе – ньяя, с которой в дальнейшем образовала синкретическую школу ньяя-вайшешика, ставшую главным оппонентом буддизма в философском дискурсе со стороны индуистской ортодоксии.



 
PR-CY.ru