ВЕДАНТА

ВЕДАНТА (санскр. – завершение «Вед»); другое название – последующая миманса – в Индии наиболее популярное философское направление, разрабатывавшееся как истолкование ведийских текстов (прежде всего, «Упанишад»), непосредственно связанное с течениями индуизма. Веданта определила основной мировоззренческий фон Средневековья, оказала первостепенное влияние на неоиндуизм и явилась основной традиционалистской составляющей современной индийской мысли. Веданту исследователи также определяют как совокупность тех философских школ, которые истолковывали «три основания» (прастхана-трая) учения (тексты «Упанишад», «Бхагавадгиты» и «Брахмасутр»), разрабатывая свои интерпретации природы Брахмана и Божества (Ишвара), индивидуальной души (джива) и мира, их соотношения с Брахманом и их соотносительной реальности, а также истинного знания (джняна), неведения (авидья) и пути к достижению блаженства (ананда) и освобождения (мокша). Каждая из значительных школ веданты является одновременно и индуистской «микроконфессией», структурирующей соответствующие монастырские и мирские общины. Однако говорить о стилевом единстве философского мышления веданты как таковой (что возможно в случае с вайшешикой или мадхьмикой) исследователям затруднительно вследствие её экзегетичности, «поликонфессиональности» и ориентации на религиозные «секты» (эзотерические или популистские). Несмотря на отсутствие доктринальной идентичности у философов, называемых ведантистами, их объединяла деятельность по истолкованию текстов простхана-трая. Ведантийская экзегеза имела типологически общие черты с экзегезой библейских и античных текстов у гностиков. Веданта опиралась на тексты «Упанишад», «Бхагавадгиты» и «Брахмасутр» таким образом, что сами «три основания» уже «основывались» на доктринах соответствующих ведантийских школ, и именно поэтому основные мировоззренческие позиции данных текстов в трактовках последних разнятся весьма значительно. Это «прочитывание» сакральных и авторитетных текстов в веданте облегчалось и благодаря герменевтической методологии, заимствованной у буддистов, считавших, что авторитетные тексты могут содержать несколько смысловых слоёв, поскольку их сакральные составители ориентировались на разные аудитории, приспосабливаясь к возможностям их понимания. О веданте как направлении собственно философского дискурса исследователи говорят, начиная лишь с IV–III вв. до н.э. (а не с эпохи поздневедийских текстов, как часто делают её историки), когда появляются брахманистские и джайнские свидетельства о логической рационализации учений о Брахмане и Атмане (не раньше чем ко II в. до н.э. восходят свидетельства о терминологическом различении индивидуальной души и «мировой»). Последние века до н.э. – первые века н.э. – эпоха единства учительских традиций веданты и мимансы (как направлений экзегезы ведийских текстов), возможно, с совместным преподаванием обеих экзегетических дисциплин одними и теми же «профессорами» (Бадараяна, Джаймини, Бадари, Каршнаджини и др.), со специализацией по веданте, скорее, в «старших классах» (точка зрения Хадзимэ Накамуры). К III–IV вв. завершается процесс обособления веданты от мимансы, выразившийся в создании «Брахмасутр» (традиционное приписывание их «Бадараяне» исследователи считают ошибочным), в которых получившая преобладание «линия Бадараяны» предприняла попытку унификации общеведантийского наследия. IV–VII вв. – период медленной аккумуляции «разночтений» в интерпретации предельно кратких и амбивалентных «Брахмасутр», которые впоследствии приведут к образованию конкурирующих школ веданты.

 



 
PR-CY.ru