ВАРНА

ВАРНА (санскр. – цвет) – единица традиционной общественной иерархии категорий или сословий в индуистском обществе. Буквальное значение слова, как полагают исследователи, указывает на то, что первоначально иерархическое деление общества основывалось на физико-антропологических различиях, в частности, на отличиях в пигментации кожи более светлокожих индоевропейских народов (арья) от темноокрашенных аборигенов. Теория варны, сложившаяся в поздневедическую эпоху (первая половина – середина I тыс. до н.э.; описана первоначально в комментаторских ведических текстах «Брахман», позднее (более предметно и детально) – в литературе дхармашастр), устанавливает деление общества на четыре категории (чатурварнья). Авторитетным священным текстом здесь является гимн «Ригведы», провозглашающий, что брахманы, кшатрии, вайшья и шудра произошли соответственно от рта, рук, бёдер и стоп первочеловека Пуруши. В этой связи в индийском обществе проводится разделение статуса, власти, труда, существуют регламентация брака и правила, относящиеся к телесному контакту, рациону и приёму пищи. Высшими сословиями являются священники – брахманы и светские правители кшатрии (или раджанья – цари). Третье сословие, противостоящее им как простой народ, – это вайшья. В ранних ведических текстах упоминаются только эти три высших сословия; как полагают исследователи, четвёртое, низкое, сословие шудра (или даса – слуги) явилось результатом приращения и санскритизации (повышения статуса) неарийских, аборигенных народов. Противопоставление брахманов и кшатриев, основанное на различии между саном жреца (духовенство не имеет политической и экономической власти) и царской властью (царь не священен, не имеет религиозных прерогатив и нуждается в сакрализации); разведение первых двух варн, имеющих власть над всеми созданиями и вайшья, как повелевающих только животными и являющихся «поставщиками материала для жертвоприношения»; выделение трёх высших сословий как двиджа («дваждырождённых»), объединённых взаимными обязательствами обучения, проведения жертвоприношения и принесения даров и проходящих церемонию посвящения – упанаяна (чего лишены шудра); дифференциация среди шудр и сложение так называемой панчама – «пятой варны» (внесословных общественных групп), – всё это дало возможность европейским учёным Артуру Морису Хокарту, Жоржу Эдмону Дюмезилю, Луи Дюмону рассматривать иерархию Варн не как линейный порядок, а как ряд последовательных включений в системе социокультурных различий. Теория варн подчиняет царя жрецу, власть – статусу и этим устанавливает систему различия и солидарности противопоставленных членов, отделяя их от прочих, выполняющих другие функции. Эта система предписывает представителям каждого сословия различные жизненные задачи, обязанности, привилегии, запреты и наказания в повседневном и правовом отношении. Задача брахманов – быть священниками, исполнять жертвоприношения, заниматься науками, учить и давать советы; кшатриев – владеть, править и защищать; вайшья – взращивать, заниматься торговлей, земледелием, скотоводством, ростовщичеством, создавать материальные богатства; шудра – заниматься ремеслом и служить без зависти. Одновременно действуют правила привилегии, иммунитета, и принципа «положение обязывает». С теорией варн также связана варнашрамадхарма – система общественного устройства, в которой образ жизни, занятия каждого индивида предопределяются как его варной, так и стадией жизни, на которой он находится (ученик-брахмачарин, домохозяин-грихастха, отшельник-ванапрастха, аскет-санньясин). Но эта система существует преимущественно как идеальная модель, и примером тому может служить путь санньясина, избираемый в молодости (см. Вивекананда). В историческом отношении система варн существует как теория идеального социального устройства; непосредственная же реальность отражается в гомологичной ей системе более мелких социальных групп – джати (каст), не описанной в классической индуистской литературе.

 
PR-CY.ru