ВОСТОЧНОАЗИАТСКИЙ ЭКЗАРХАТ - Страница 3

Патриарх Алексий I в письме архиепископу Виктору 24 января 1950 г. поставил задачу «в короткий срок (скажем, менее чем в десять лет) при помощи Божией создать Китайскую Православную Церковь, с архипастырями-китайцами, священниками и монахами – китайцами, с миссионерами-китайцами и, главное, с многочисленной паствой – китайцами». Стремясь к устроению Китайской православной церкви, архиепископ Виктор старался привлечь китайское духовенство к управлению Экзархатом. В новоучреждённое управление при экзархе вошли три русских и три китайских священнослужителя, во главе Высшей начальной школы миссии был поставлен китайский священник Гермоген Тан, кафедральным протоиереем являлся Михаил Мин, духовником – архимандрит Василий (Шуан), многие другие должности также были заняты китайцами. При миссии был организован женский комитет церковного благолепия, работал бесплатный детский сад на 140 человек. 30 июля 1950 г. в Москве во епископа Тяньцзиньского был хиротонисан Симеон (Ду), 26 сентября переведённый на Шанхайскую кафедру и сумевший добиться благожелательного отношения со стороны местных властей; при соборе в Шанхае открылось Китайское православное братство. Осенью 1950 г. архиепископ Виктор рукоположил во пресвитеры Иоанна Ду, Михаила Ли, Никиту Ли, Аникиту Вана, Иоанна Ло, во диаконы были рукоположены Фалалей Мао, Пинна Ду, Николай Чжан и Антоний Шуан. Шагом к созданию Китайской церкви в Маньчжурии стало учреждение Миссионерского попечительского совета при подворье миссии в Харбине. Совет подразделялся на отдел кадров и школьный отдел (его задачей было воспитание китайского духовенства), отдел организации православных китайских приходов, отдел патриотического воспитания (занимался изучением государственных законов и идеологии) и переводческий отдел. Начальник миссии, посетив в конце 1951 г. Харбин, убедился в том, что Харбинская епархия очень мало сделала для перехода Китайской церкви к автономии. Основными причинами, как и в Шанхае, были отсутствие духовной школы для китайцев и инертность русского духовенства, привыкшего к работе с русскими. Нужна была также большая работа по переводу богослужебных книг на китайский язык, поскольку переводы, сделанные в XVIII–XIX вв., в языковом отношении устарели. В Пекине начала работу переводческая комиссия, в состав которой входили шесть китайских священнослужителей и два мирянина-переписчика. В 1951–1953 гг. в Пекине было крещено 310 китайцев (преимущественно работников при миссии). В Пекинской епархии богослужение совершалось на китайском языке. В отношении религиозных объединений в Китае был провозглашён принцип «трёх самостоятельностей»: самоуправления, самофинансирования и самоорганизации. Китайские власти, отрицательно относясь к иностранному религиозному присутствию, взяли курс на «национализацию христианства». К 1951 г. все китайские религиозные объединения, кроме православной церкви, имели представителей в государственном управлении (архиепископ Виктор не мог быть таким представителем, поскольку был иностранцем).

 



 
PR-CY.ru