ВЛАДИСЛАВ - Страница 2

В 1237 г. организовал перенесение из Тырнова в Милешеву мощей св. Саввы. Иоанн Асень II желал оставить мощи святого в своей столице, Владиславу пришлось лично уговаривать тестя вернуть их на родину и сопровождать перенесение святыни. По мнению исследователей, Владислав наряду с архиепископом Арсением был инициатором написания проложного Жития св. Саввы и служб на его успение и перенесение мощей. В последние годы правления Владислава заметно ослабли его позиции в Приморье, возможно, в результате монгольского набега 1241 г., но исследователи не исключают, что он мог уступить некоторые земли, пытаясь найти союзника в грядущей междоусобице: с 1241 г. источники вновь упоминают изгнанного из Зеты в правление короля Радослава его двоюродного брата Георгия Вукановича, сначала как князя в Улцине, а в 1242 г. как короля. Вскоре после смерти Иоанна Асеня II (1241 г.) Владислав, лишившийся поддержки тестя, был свергнут младшим братом Урошем I, который дал ему в удел с сохранением королевского титула южную часть сербских приморских владений в Зете со столицей в Шкодере. В качестве удельного соправителя Владислав играл значительную роль в политической жизни региона, во всяком случае, в Далмации: в договоре болгарского царя Михаила II Асеня, заключённом с Дубровником в 1253 г. и направленном против Сербии, Владислав фигурирует наряду с Урошем в качестве основного противника. По преданию, Владислав умер на руках своего племянника Милутина. Был погребён во внешнем притворе (припрате) Вознесенского собора монастыря Милешева. «Проявление» мощей Владислава произошло в правление короля Уроша V (1356–1371 гг.), известна дата события – 30 июня. По свидетельству венецианского путешественника П. Контарини, относящемуся к 1580 г., гробница Владислава находилась к востоку от раки св. Саввы. В посланиях милешевских иноков в Москву 1587 и 1652 гг. упоминается о том, что мощи Владислава находятся в монастыре (в настоящее время их местонахождение неизвестно). Краткое Житие Владислава было написано во второй четверти XIV в. архиепископом Даниилом II и вошло в агиографический сборник «Жития кралей и архиепископов сербских». Службы Владиславу в Средние века и раннее Новое время, как полагают исследователи, не существовало. Память преставления Владислава как ктитора монастыря впервые встречается в месяцеслове пергаменного сербского Апостола первой трети XIV в. (Российская национальная библиотека), привезённого Александром Фёдоровичем Гильфердингом в 1857 г. из монастыря Милешева, начиная с середины XIV в. помещается в ряде сербских списков Иерусалимского устава.

 



 
PR-CY.ru