ВЯЗНИКОВСКАЯ КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 3

Последнее описание Вязниковской иконы 1923 г. связано с заключением между верующими и органами советской власти соглашения о передаче общине Казанского собора в пользование всего церковного имущества. Икона находилась по левую сторону от царских врат; указан её размер (10х12 вершков). В настоящее время Вязниковская икона (51,5х40,8 см) помещена в раме и киоте справа перед алтарём в Крестовоздвиженской церкви. Икона, датируемая первой четвертью XVII в., закрыта украшенной жемчугом шитой ризой и серебряным чеканным окладом 1875–1876 гг. работы московских серебряников (мастер Иван Васильевич Захаров, пробирный мастер Н. Свечин), выполненным для другой иконы. Кроме главной храмовой святыни в Казанском соборе находилась её копия первой половины XVIII в. в виде складня с образами святых на створках; изображение было выполнено по зелёному полю (реставрирована, за исключением ликов, в 1904 г.). Образ украшала серебряная, позолоченная чеканная риза, одеяние Богоматери и Младенца – жемчуг и драгоценные камни. Именно эта икона участвовала в крестных ходах по городу и окрестным селениям. Другой чудотворный список с Вязниковской иконы, находившийся до революции в Казанской церкви города Калуги, известен по рукописному «Сказанию о принесении чудотворныя иконы Казанския Пресвятыя Богородицы из града Вязники в богоспасаемый град Калугу во храм Преображения Господня, что под горою», хранившемуся в библиотеке храма. Список был создан по заказу супруги московского купца Тимофея Никитина Судовщикова (Смирнова) Евфимии. По дороге на богомолье в Казань, после молебна перед Вязниковской иконой, впавшая в «расслабление» Евфимия исцелилась. Образ в украшенном жемчугом и камнями серебряном окладе был поставлен в Калуге в церкви Преображения Господня. Летопись чудес, изложенных в сказании, начинается с XVII в. В XVIII в. чудеса были изображены на стенах храма и привлекли внимание посетившего Калугу позднее Николая Васильевича Гоголя. Из других святынь исследователи отмечают икону Пресвятой Богородицы и св. Иоанна Предтечи, в которую был вставлен небольшой серебряный ковчежец с частицей ризы Господней. Этот ковчежец в первой половине XVIII в. «привесил» к чудотворному образу «боярина Николая Григорьевича Строганова житель Семён Дмитриев, сын Истомин». В XVIII в. над могилами Судовщиковых рядом с храмом была выстроена часовня, при входе в которую было изображение всей семьи, несущей чудотворную икону, с пояснительной надписью: «Здесь покоится прах Московского гостя Третьяка-Тимофея Никитича Смирнова и супруги его Евфимии Симеоновны, принесших чудотворную икону Казанския Богоматери из города Везников в город Калугу, и брата его Константина, в монашестве схимника Кирила, и младенца Василия». Послереволюционная судьба чудотворного списка неизвестна.



 
PR-CY.ru