ВЛАДИМИРСКИЙ АЛЕКСИЕВСКИЙ (НОВОАЛЕКСИЕВСКИЙ) В ЧЕСТЬ БОГОЛЮБСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

ВЛАДИМИРСКИЙ АЛЕКСИЕВСКИЙ (НОВОАЛЕКСИЕВСКИЙ) В ЧЕСТЬ БОГОЛЮБСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Владимирской и Суздальской епархии) основан решением Священного Синода РПЦ 7 мая 2003 г. при храме во имя равноапостольных Константина и Елены во Владимире (до 1994 г. – церковь во имя святителя Николая Чудотворца). На месте Владимирского Алексиевского монастыря в XIII–XVIII вв. существовал мужской монастырь во имя равноапостольных Константина и Елены, а также находившийся во владении обители приходский храм во имя Николая Чудотворца в селе Добром. Исследователи полагают, что Константино-Еленинский монастырь был основан при князе Андрее Юрьевича Боголюбском; об этом косвенно свидетельствует топографическое положение обители – у дороги из Владимира в Боголюбово, в плотно заселённой местности, археологические находки на которой датируются XI–XIII вв. Близ обители, на противоположной стороне дороги, в Яриловой долине, находился монастырь во имя великомученика Феодора Стратилата, основанный не позднее XII в. В 1276 г. игумен Константино-Еленинского монастыря Феодор был хиротонисан во епископа Владимирского и Суздальского. Запустевший в XIV в. Константино-Еленинский монастырь около 1370 г. был возобновлён митрополитом Киевским и всея Руси Алексием. По мнению исследователей, тогда монастырь стал домовым митрополичьим (позднее патриарший, с 1753 г. – синодальный). Во второй четверти XV в. в монастыре была учреждена архимандрития, до 1490 гг. XV в. его настоятели были одновременно архимандритами митрополичьего нижегородского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужского монастыря. На короткое время после пожара в 1725 г. обитель была приписана к боголюбскому в честь Боголюбской иконы Божьей Матери (Рождества Богородицы) монастырю. В 1764 г., уже самостоятельный, Константино-Еленинский монастырь был причислен к второклассным обителям. 11 апреля 1775 г. указ Синода предписывал упразднить обитель из-за ветхости единственного каменного храма и других строений, настоятеля с братией перевести в Волосов во имя Николая Чудотворца монастырь. Всё монастырское имущество было передано в Никольскую церковь в селе Добром. Оставшийся без надзора Константино-Еленинский храм с приделами в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и святителя Алексия Московского, как полагают исследователи, вскоре разрушился, или был разобран. Впервые село Доброе с Никольской церковью упоминается в жалованной грамоте Константино-Еленинскому монастырю 1478 г. В соответствии с описанием храма 1694 г. он был деревянным, с папертью, на углу находилась деревянная колокольница с тремя колоколами. К 1730 г. Никольская церковь была разобрана, и по указу Синода на её месте был построен новый храм, также, как полагают исследователи, деревянный. Сохранившаяся каменная церковь во имя Николая Чудотворца с приделами во имя равноапостольных Константина и Елены и святителя Алексия построена в конце XVIII – начале XIX в., в 1885 г. при ней была возведена многоярусная кирпичная колокольня. В конце XIX – начале XX в. причт Никольской церкви состоял из священника и псаломщика. В храме почиталась происходившая из Константино-Еленинского монастыря икона равноапостольных Константина и Елены, начиная с 1771 г. ежегодно с 21 мая по 16 июня образ переносился крестным ходом во Владимир вместе с Боголюбской иконой Божьей Матери. Никольскому храму принадлежали два двухэтажных дома, в которых располагались мужская богадельня и народное училище, открытое в 1839 г. местным священником; со второй половины XIX в. училище с 60 учениками содержалось на средства земства. В 1935 г. Никольская церковь была закрыта, её заняли под склад, некоторое время там размещался клуб, затем разливочный винный цех, в 1980–1990 гг. – цех диафильмов областного кинопроката. На территории приходского кладбища были построены гаражи, разбиты огороды. В октябре 1994 г. бывший Никольский храм был переосвящён во имя равноапостольных Константина и Елены. В основанном при храме монастыре в конце 2004 г. жили игумен Авраамий (Павличенко) и пять насельников, переведённых из Боголюбского монастыря.

 
PR-CY.ru