Словарь по христианству В ВАРФОЛОМЕЙ - Страница 5

ВАРФОЛОМЕЙ - Страница 5

В греческой Минее есть иные два самогласна, посвящённые апостолам Варфоломею и Варнаве. По рукописям известен также канон Варфоломе четвёртого плагального, т.е. восьмого, гласа, творение Иосифа, с акростихом: «Пою с радостию доброго моего предстателя. Иосиф», ирмос, начало: «Пресветлое солнце, рождённое союзом Слова». Акростих этого канона почти совпадает с акростихом канона Варфоломею на 25 августа. Апостольское чтение на литургии – Деян. 11:19–26, 29–30 (выбрано в связи с упоминанием апостола Варнавы); Евангельское чтение – общее. В греческой Минее указано другое апостольское чтение – 1 Кор. 4:9–16 (общее чтение апостолам). В Типиконе Великой церкви IX–X вв. отмечена память Варфоломея вместе с памятью апостола Тита, богослужебные указания относятся к другим памятям этого дня. В студийских Типиконах предписана служба с «Бог Господь», но в отличие от Типикона Великой церкви в Студийско-Алексиевском, Евергетидском и Мессинском Типиконах, а также в студийских Минеях памяти Варфоломея и Тита разделены: 25 августа – память апостола Тита, а 24 августа – перенесения мощей Варфоломея. В Типиконе Георгия Мтацминдели XI в. память перенесения мощей Варфоломея приходится на 25 августа в соединении со службой апостола Тита. В древнейших иерусалимских Типиконах (например, XI в.) память Варфоломея отмечается тоже 24 августа (25 августа – апостола Тита). Впоследствии памяти Варфоломея и Тита начинают отмечаться в один день – 25 августа. Согласно описанию службы 25 августа по первым печатным греческим и славянским Типиконам, последования апостолам почти не содержали общих песнопений, как и последования Варфоломею и Варнаве 11 июня. Общими были только тропарь и светилен. Таким же образом последования святых излагаются и в современной русской Минее. Служба не имеет праздничного знака. В греческой практике статус этого дня со временем изменился, так что в современной греческой Минее положена славословная служба. Таким образом, служба 25 августа почти полностью уподоблена службе 11 июня; отличие только в том, что 25 августа на вечерней стиховне поются стихиры Октоиха. Хотя в службе и не появились общие песнопения апостолам, как 11 июня, но на хвалитех в рамках одной группы стихир попеременно прославляются оба апостола. Тропарь общий; кондак Варфоломею тот же, что и 11 июня, с некоторыми текстовыми отличиями; канон четвёртого гласа, творение Иосифа, с акростихом, ирмос; одни самогласен и три подобна. В греческой Минее самогласен, седален и светилен иные, также есть стихиры на хвалитех обоим апостолам. По рукописям на 25 августа известен иной канон Варфоломею – четвёртого гласа, со второй песнью, творение Иосифа, акростих: «Для тебя замышляю, Варфоломее, рукоплескания. Иосиф», ирмос, начало: «Слова трубу, небо одушевлённое». Служба на литургии, в основном, общая апостолов, кроме апостольского чтения – Тит. 1:1–4, 2:15–3:3, 12–13, 15 (выбрано из послания того апостола, память которого празднуется); Евангельское чтение – Мф. 5:14–19. Обычно Варфоломей изображался в античных одеждах, со свитком в руках; чёрные короткие волосы, небольшая, иногда раздвоенная борода подчёркивали средний возраст, сближавший его с другими апостолами, например, с Иаковом Старшим или Варнавой. Редко Варфоломея могли изображать с короткими светлыми (седыми?) волосами и такой же бородой по подобию апостола Петра (купол баптистерия православных, середина V в., Равенна).

 



 
PR-CY.ru