ВАСИЛИЙ ПОЛЯНОМЕРУЛЬСКИЙ

ВАСИЛИЙ ПОЛЯНОМЕРУЛЬСКИЙ, Пояномэрульский; около 1692 – 1767 гг.) – схимник, преподобный (память 25 апреля, память в Румынской церкви 15 апреля). Основные сведения о Василии Поляномерульском содержатся в «Автобиографии» Паисия (Величковского). Как сообщает Паисий, до переселения в Валахию Василий Поляномерульский жил в России и в Мошенских горах (недалеко от Киева). Некоторые исследователи (Г. Кокора, П. Давид и др.) предполагают малороссийское происхождение Василия Поляномерульского и даже его родство с Паисием, однако Д. Ракканелло опроверг эту гипотезу. Как полагают исследователи, Василий Поляномерульский покинул родину в 1720 гг., когда для монашества в России наступили трудные времена, особенно после реформы 1724 г., запрещавшей жительство монахов в пустынях. В сложном положении находились и украинские обители на территории Польши из-за притеснений со стороны католиков и униатов. На протяжении XVIII в. многие русские и украинские иноки переселились в княжества Молдо-Влахии и были здесь благосклонно приняты гражданскими и церковными властями. Вместе с монахами Михаилом, Стефаном, Онуфрием и Варфоломеем Василий Поляномерульский поселился в пустыни Валя-Шкьопулуй. Потом перешёл в Дэлхэуцкий скит, где был рукоположён во иерея. Поскольку инок обладал даром духовного наставничества и был богословски образован, вокруг него постепенно стали собираться монахи. Около 1730 г. из-за увеличения числа братии Василий Поляномерульский ушёл из Дэлхэуцкого скита с 12 иноками, подыскав себе уединённое место у истоков речки Бузэу в зоне изгиба Карпат. С согласия Рымникского монастыря, который являлся владельцем тех земель, и с позволения тогдашнего господаря Валахии Николе Маврокордата Василий Поляномерульский начал строительство Поляномерульского скита с деревянным храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы (строительство завершено в 1733 г.). Василий Поляномерульский, возглавивший братство, установил в скиту общежительные правила Василия Великого и богослужение по афонскому уставу, как было принято в других румынских обителях. Впоследствии Поляномерульский скит стал одним из самых значительных духовных центров Молдо-Влахии, под духовным руководством Василия Поляномерульского находились 11 скитов и пустыней. В 1743 г. в Валахию с Украины пришёл рясофорный монах Платон – будущий Паисий (Величковский), который прожил в братстве больше трёх лет и оставил свидетельства о подвижнической жизни учеников Василия Поляномерульского: иеросхимонаха Михаила, спостника и сподвижника Василия Поляномерульского ещё по Мошенским горам, Дометия, начальника скита Трэистени, схимника Протерия родом из местности Решетиловка, переписчика книг монаха Рафаила, пустынножителя схимника Онуфрия и др. Василий Поляномерульский в значительной мере предопределил подвижнический путь Паисия, хотя тот не был в непосредственном послушании у старца и ни разу не посещал Поляномерульский скит. Виделись они, когда Василий Поляномерульский навещал своих учеников в других скитах и беседовал с ними о монашеской жизни, побуждая братию к аскетическим подвигам и ежедневному чтению святоотеческих писаний.

 



 
PR-CY.ru