ВИЛЬГЕЛЬМ из ШАМПО - Страница 7

В результате дьявол сам был пленён и побеждён Тем, Кто был свободен от всякого греха: набросившись на человеческое Тело Сына Божия, дьявол, как хватающая приманку рыба внезапно попадается на сокрытый в ней крючок, был насмерть пронзён Божеством Христа. Сокрушив ад, Сын Божий освободил оттуда души святых и возвратил их в вечное блаженство. В третий день Христос воскрес из мёртвых, затем восшёл на небеса, сел одесную Бога Отца, чем даровал людям надежду воскресения и соединения с Богом. Оттуда же Он Сам придёт для Суда, на котором воздаст каждому по его заслугам (secundum meritum), послав злых в вечный огонь, а добрых в вечную жизнь. Вильгельм из Шампо выделяет два таинства: крещение и евхаристию. Согласно Вильгельму из Шампо, искупление, совершённое Христом, может быть действительным только для верующих, которые должны усвоить себе его плоды через веру во Христа и участие в церковных таинствах, прежде всего, в крещении и евхаристии. Крещение очищает человека не только от первородного греха, но и от всех личных грехов, ибо в этом таинстве вода, освящаемая словом Божьим и служением священника (verbo Dei et sacerdotis officio), приобретает силу очищения (virtutem purgandi), которая может омыть не только тело, но и дух человека от духовной скверны. Чтобы крещение было во спасение, а не в осуждение, необходимо иметь правильную и совершенную веру. Вера и крещение настолько тесно связаны, что ни крещение без веры, ни вера без крещения не могут даровать человеку спасение. Исходя из того, что спасение невозможно без крещения, Вильгельм из Шампо говорит, что младенцы, умершие некрещёными, будут претерпевать наказания, но лишь «легчайшие». Помимо прощения грехов в крещении человек получает залог (pignus) Святого Духа и становится Его храмом; умирая со Христом, человек становится причастником Его воскресения. Не только без крещения, но и без евхаристии, как «жизненного средства», никто не может войти в жизнь вечную. Из дошедших фрагментов сочинений исследователям известны лишь некоторые частные вопросы, касающиеся евхаристии, которые затрагивает Вильгельм из Шампо; например, вопрос о том, как следует принимать Святые Дары – под одним или под двумя видами. Вильгельм из Шампо говорит, что после Своего воскресения Христос пребывает полностью невидимым, бесстрастным и неделимым, так что ни Кровь Его не существует без Тела, ни Тело – без Крови, ни то ни другое – без человеческой души Христа, ни вся Его человеческая природа – без Слова Божия, соединённого с ней личностно (personaliter counito), поэтому в каждом из евхаристических видов Христос принимается верующими не частично, но целиком. Таким образом, ещё задолго до догматического закрепления Тридентским собором (XVI в.) практики причащения мирян в католической церкви только под одним видом – Телом Вильгельм из Шампо высказывал мысль о том, что те, кто причащаются даже под одним видом (например, Кровью как младенцы), причащаются всему Христу, а утверждение о необходимости причащения только под двумя видами рассматривал как ересь. К традиционно закрепившейся на Западе практике причащения Вильгельм из Шампо присоединяет, таким образом, догматическое объяснение, противоречащее учению православной церкви. Причину совершения причащения под обоими видами Вильгельм из Шампо видел в том, что в церкви твёрдо сохраняется и как бы воспроизводится память о Теле Христовом, видимым образом висевшем на Кресте, и Крови Христовой, излившейся из Его ребра.



 
PR-CY.ru