ВИЛЬГЕЛЬМ из ШАМПО - Страница 4

Так в мире возникло зло, которое, по определению Вильгельма из Шампо, есть ничто по сущности (substantialiter nihil), поскольку не является творением Божьим (всё, что сотворил Бог, есть благо), но изобретением дьявола. Зло есть отсутствие блага, подобно тому, как тьма – отсутствие света. После падения дьявола и последовавшей за ним части ангелов остальные ангелы настолько укрепились в добре и любви к Богу, что стали больше неспособными к падению, поскольку были вознаграждены Божественной благодатью (divina remunerante gratia). Антропология Вильгельма из Шампо делится на три части. I. Творение человека и его райское состояние. В духе Августина Блаженного он считает, что Бог сотворил человека для восполнения недостатка, образовавшегося в ангельском мире после падения части ангелов. Как и ангелы, человек был сотворён по образу и подобию Божию (между этими понятиями Вильгельм из Шампо не проводит никакого различия): разумным и мыслящим (rationalem et intellectualem), бессмертным (immortalem), т.е. обладающим вечно живой душой, наделённым свободой выбора, т.е. умением отличать добро от зла. В отличие от ангелов и неразумных животных человек был сотворён существом двусоставным, из разумного духа и тела, соединённых в нём столь тесно, что и тело наделялось чувствами благодаря духу, и душа могла чувствовать, гневаться и желать благодаря телу. Вместе с тем человек своим разумным духом мог созерцать Бога и помимо тела, а разумным мышлением мог первенствовать и господствовать над всеми прочими тварями, сотворёнными Богом ради него; все твари (живые и неживые) повиновались ему. Прародители в раю были совершеннейшими как по мудрости, так и по красоте и силе, они жили в состоянии полного мира и покоя: были блаженны, не ведали никакого порока. Хотя в райском состоянии человек не был актуально бессмертным и нуждался в пище, однако, подкрепляемый ею, он мог жить вечно, пока соблюдал повеление Божье. По мнению Вильгельма из Шампо, уже в раю люди обладали теоретическим знанием добра и зла, хотя ещё и не познали зла практически, на опыте. Если бы Бог создал человека без теоретического знания различия добра и зла, то человек был бы лишён свободы выбора. Бог запретил первым людям есть от Древа познания для того, чтобы они поняли, что через эту заповедь они имеют единство с Богом (Deum se sciret habere), и потому не возгордились бы. Соблюдая повеление, они должны были с помощью благой заслуги послушания обрести подлинное бессмертие и войти в сообщество ангелов, где произвели бы потомство, благодаря которому должно было заполниться место отпадших ангелов. II. Первородный грех и его последствия. Человек поддался на хитрость дьявола и отведал плод от Древа познания добра и зла (которое само по себе было благим), преступив Божью заповедь и на опыте познав разницу между добром, которым он обладал благодаря послушанию, и злом, которое заслужил непослушанием. В грехопадении Вильгельм из Шампо видит некую закономерность: человек не знает (на опыте), что́ такое благо, если хоть раз не испытал, что́ такое зло (критику подобного взгляда даёт Максим Исповедник: благо желанно само по себе, а не только как противоположность злу). Вильгельм из Шампо полагает, что грехопадение Адама сыграло важнейшую роль в Божественном домостроительстве: «О, сколь блаженна вина (felix culpa), – говорит он, – которая снискала иметь столь великого и столь славного Искупителя!»

 



 
PR-CY.ru