ВИЛЬГЕЛЬМ из СЕН-ТЬЕРРИ - Страница 3

Восхождение души к Богу разделяется у Вильгельма из Сен-Тьери на три этапа: 1) «животного» человека, движимого страстями и потому необходимо нуждающегося в аскезе, подчинении законам и внешнему авторитету, ведут к Святой Троице чувственно воспринимаемые в телесном мире знаки мира духовного, и прежде всего, само Боговоплощение: «Посредник... будучи вечным Богом, стал человеком во времени, чтобы через Него, Который вечен и всё же связал Себя временем, мы могли, пройдя временное, перейти в вечное»; 2) верх берёт «разумный человек», душа которого стремится к обоснованию своей веры через размышление над Священным Писанием и богословие (ratio fidei); 3) в состоянии любящего знания, «любви-разума» (amor ipse intellectus est), осуществляется выход за пределы чувственного ощущения и рационального обоснования, приводящий к мистическому союзу души с Богом, в котором душа начинает участвовать в жизни Святой Троицы, оставаясь при этом отличной от Неё как творение от Творца. Это единение происходит, прежде всего, с помощью Святого Духа, Он и есть та любовь, которой человек любит Бога, через Святого Духа раскрываются для человека другие Лица Святой Троицы. Благодать Святого Духа настолько усиливает способности души, что та посредством воспоминания, разумного постижения и любви всецело восстанавливает принадлежащее ей от рождения и никогда до конца не утрачиваемое Божественное подобие (similitudo) и путём самопознания восходит к знанию Самого Бога, Чья любовь к Себе совпадает в человеке с его любовью к Нему: «Через Святого Духа душа человека, любящая Бога, внезапно преображается, приобретая не Божественную природу, но сверхчеловеческую блаженную форму, подобную Божественной»; «Через Святого Духа человек Божий удостаивается стать (каким-то непонятным, невероятным способом) конечно, не Самим Богом, но тем, чем Бог есть: человек по благодати становится тем, чем Бог есть по природе». Согласно Вильгельму из Сен-Тьери, восстановление человеком своего богоподобия является не только целью, но и необходимым условием постижения Бога в мистическом опыте: ведь и глаз не смог бы видеть, пишет Вильгельм из Сен-Тьери, если бы не преображался в то, на что смотрит. Мистический метод постижения триединого Бога Вильгельмом из Сен-Тьери впоследствии нашёл отражение в сочинениях Бонавентуры, Иоганна Таулера, Генриха Сузо, Яна ван Рейсбрука.



 
PR-CY.ru