ВДОВИЦЫ ЦЕРКОВНЫЕ

ВДОВИЦЫ ЦЕРКОВНЫЕ – особый вид церковного служения, исполняемого вдовами; восходит к апостольскому веку, существовал в течение нескольких столетий: в доникейский период и в эпоху Вселенских соборов. Последнее упоминание о церковных вдовицах в канонах содержится в правиле 40 Трулльского собора (691–692 гг.). Это служение стоит в одном ряду с другими, доступными для женщин-христианок – диаконисами и пресвитериссами (или пресвитеридами); два последних служения были высшими по отношению к церковным вдовицам, однако это не означало необходимости последовательного прохождения этих служений, как если бы церковные вдовицы были степенью низших клириков или священнослужителей. В приписываемом Клименту Римскому сочинении «Воспоминания» содержится утверждение, что чин вдовиц (ordo viduarum) установил апостол Пётр. Апостол Павел говорит о церковных вдовицах в первом послании Тимофею (1 Тим. 5:9–11): «Вдовица должна быть избираема не менее как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа, известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу. Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь и противность Христу, желают вступать в брак». Это апостольское указание воспроизводится в «Апостольских постановлениях». О церковных вдовицах упоминают канонические правила. Правило 24 Василия Великого проливает свет на статус церковных вдовиц в церкви: «Вдову, причтённую в число вдовиц, то есть от Церкви снабдеваемую, апостол повелевает оставити без попечения, аще посягнёт за мужа. ...Вдова шестидесятилетняя, аще паки восхощет сожительствовати мужу, да не удостоится приобщения святыни, доколе не престанет от страстныя нечистоты. Аще же прежде шестидесяти лет причтём её в число вдовиц, то наша вина, а не жены сия». Из этого правила явствует, что вдова, посвящённая в чин церковных вдовиц, не могла вступить во второй брак; если же она согрешала, то лишалась причащения до тех пор, пока не очистится, не излечится от нечистой страсти. Однако это прещение не распространяется на пожелавшую выйти замуж вдову, посвящённую в церковные вдовицы в возрасте до 60 лет, поскольку такое посвящение совершено было вопреки указанию апостола Павла (1 Тим. 5:9–11). Это уже вина епископа, совершившего незаконное поставление. О необходимости 60-летнего возраста для вдовиц Василий Великий говорит также в одном из своих писем.

 



 
PR-CY.ru