ВЕРИГИН Пётр Васильевич - Страница 2

Он не создал самостоятельного религиозного и нравственного учения. Отдельные идеи заимствовал у Л.Н. Толстого, некоторые мысли взял из Священного Писания (духоборцы не считают Писание богодухновенной книгой), перетолковал и довёл до абсурда. Религиозные взгляды П.В. Веригина в Канаде, особенно к концу его жизни, претерпели изменения. В период ссылки он стоял на позициях пантеизма, считал, что, поскольку человек есть храм Бога живого, его нельзя убивать. К концу жизни П.В. Веригин признавал личностность Бога, существующего отдельно от природы и человека («На центральной планете живёт Богочеловек с окружающими Его ангелами»). В соответствии с духоборческим учением Сын Божий, по естеству Христос, после воскресения неоднократно принимал новую плоть и поочерёдно пребывает в их вождях. В душах же людей, принявших учение Христа, появляется Божественный образ. П.В. Веригин старался трактовать это положение так, чтобы не разочаровать друзей-толстовцев, считавших его рационалистом, и в то же время не оттолкнуть единоверцев. Он писал, что посланный на землю Богом Христос – это Святой Дух, который воскресает в людях, принявших учение Христа. После переезда в Канаду П.В. Веригин утверждал, что Христос – один из светоносных ангелов, который пришёл с неба, воспринял тело на земле, чтобы возвестить закон Отца Вселенной. Смысл человеческой жизни он видел в бесконечном совершенствовании, приближающем к Богу. В течение одной жизни на земле это сделать невозможно, поэтому душа и разум человека не умирают. Главное – иметь веру в жизнь вечную, писал П.В. Веригин, а «одежду – тело – взамен износившейся, он получит». Как и все духоборцы, он верил в переселение душ, был сторонником идеи непротивления злу насилием. Если же человека насилием заставляют делать зло, то истинный христианин просто не должен его исполнять. В то же время П.В. Веригин признавал необходимость зла в мире. Не будь зла, полагал он, люди не узнают, что такое добро. Огромное значение придавал вегетарианству, в мясоедении видел главную причину зла, царящего в человеческом обществе. П.В. Веригин выше всякой деятельности ставил труд земледельца. Однако был период, когда под влиянием идеи Л.Н. Толстого о необходимости сокращения потребностей, чтобы люди могли избавиться от изнурительного труда, утверждал, что «жить человечно» – это «свободно обходиться без труда». Если сократить потребности, заявлял он, то хлеб насущный появится сам собой, христиане должны не работать, а благовествовать Евангелие. На святость нельзя смотреть как на исключительность – «это удел каждого человека».

 



 
PR-CY.ru