ВСЕЕДИНСТВО - Страница 9

Критикуя С.Н. Булгакова за истолкование Софии Премудрости Божьей в качестве «посредницы между Богом и человеком» и даже виновницы зла, Е.Н. Трубецкой развивает умеренный вариант софиологии, полагая, что Божья Премудрость «принадлежит к божескому естеству и потому не может быть субстанцией или сущностью развивающейся во времени твари», и соединяет софиологию с христианским платонизмом; согласно Е.Н. Трубецкому, «Предвечная София-Премудрость заключает в себе… вечные идеи-первообразы всего сотворённого»; при этом сам мир идей понимается в духе Платона как завершённый и полный. Характеристика мира (космоса) у него носит двойственный характер: мир сотворён Богом и есть творение Божье, вместе с тем «всеединство есть и в то же время не есть в этом мире». Понимая под этим относительным присутствием всеединства космическую жизнь в её природных формах, Е.Н. Трубецкой подлинное осуществление всеединства видит в богочеловечестве, в жизни церкви. Л.П. Карсавин в книге «О началах» отмечал, что его основной идеей является «идея всеединства Бога и Человека, как всего тварного космоса, идея Богочеловечества…» Тема всеединства разрабатывалась им в нескольких направлениях: как всеединство человека, космоса, Бога, а вместе с тем как двуединство человека и Бога в их сложных диалектических и антиномических отношениях, Бога и космоса и т.д. По мнению исследователей, отрицательным образом на учении Л.П. Карсавина о всеединстве сказались его приверженность к схоластическим схемам, учение об обусловленности Абсолюта, ошибочное истолкование ряда богословских вопросов, в частности учения о кеносисе. В книге «Философия истории» Л.П. Карсавин представил типологию всеединства, которая наряду с положением о «Божестве, как абсолютном совершенном Всеединстве» включает: «обоженное (абсолютированное) тварное всеединство», «завершённое или стяженное тварное всеединство» и «незавершённое тварное всеединство». В философской традиции, ориентированной на теорию знания и познания, различные версии всеединства разрабатывали Николай Онуфриевич Лосский и Семён Людвигович Франк. Н.О. Лосский в гносеологических трудах обосновывал тезис, осмысление которого открывало путь к метафизике всеединства; в книге «Обоснование интуитивизма» он писал: «Знание содержит в себе как элемент бытие, которое само по себе, т.е. помимо сравнения, вовсе не есть знание». В книге «Мир как органическое целое», анализируя бытие и отличая «конкретно-идеальное бытие», или «субстанциальных деятелей», от «отвлечённо-идеального бытия» (отношений), Н.О. Лосский вслед за Г.В. Лейбницем рассматривал мир как систему субстанций, «как единое многое», связанное со сверхсистемным началом – Абсолютным, понимая его как «основание» мира, совпадающее с творением разумно-свободных субстанций.

 



 
PR-CY.ru