ВСЕЕДИНСТВО - Страница 8

Это учение, по мысли автора, не согласуется ни с одним из существовавших типов философии – ни с монизмом, к которому можно было бы отнести философию всеединства, ни с дуализмом, признающим равнозначность противоположных начал. Свидетельством критического отношения священника Павла Флоренского к онтологии всеединства было и его неприятие системы как формы философствования. В «Чтениях о культе» понимание своей философии «конкретного идеализма» он определял следующим образом: «Философия есть… идеализм, но не мыслями занятый, а конкретным созерцанием и переживанием умных сущностей, т.е. культа». Скрытую форму всеединства бытия можно усмотреть в его антроподицее, в которой он объяснял онтологическую разорванность бытия, его «трещины» и «разрывы» через «их связь своими энергиями». Софиологическое направление в философии всеединства развивали Сергей Николаевич Булгаков, Евгений Николаевич Трубецкой, Лев Платонович Карсавин. Общей особенностью философских учений этого направления стало обращение к концепции Абсолюта и богочеловечества. С.Н. Булгаков строил концепцию всеединства, опираясь на учения Платона, немецкой классической философии и В.С. Соловьёва. Его концепция складывалась на протяжении длительного времени и изменялась по причине неоднозначного толкования Софии Премудрости Божьей, Абсолюта и др., но в главном – в понимании Софии как принципа всеединства, посредницы между Богом и миром – оставалась той же самой. В книге «Свет Невечерний» С.Н. Булгаков писал, что «философия неизбежно… стремится к абсолютному, к всеединству…» По мнению исследователей, разработанное им учение оказалось путаным и богословски ошибочным: Абсолют понимался как полагающее себя Богом, творение мира – как возникновение относительного и множественного в «Абсолютном сверхъединстве», София, «четвёртая ипостась», – итог «самораздвоения Абсолюта» на единственное и множественное, – понималась как «идеальный умопостигаемый мир, Всё, истинное, всеединое», церковь, «Матерь Сына». Хотя в поздних, богословских сочинениях С.Н. Булгаков не рассматривал Софию в качестве четвёртой ипостаси, – София только «предвечно ипостасируется в святой Троице и никогда не существует без-ипостасно или вне-ипостасно», она «усия, понимаемая как всеединство», однако им удерживаются представления о Софии как Небесной и земной: «Ей принадлежит Божественное Всё, она есть его всеединство». Е.Н. Трубецкой понимал Абсолют (Бога) в качестве безусловного всеединого сознания, обладающего, по определению, истиной, а истину – как всеединую мысль.

 



 
PR-CY.ru