ВСЕЕДИНСТВО - Страница 7

В Святой Троице Н.Ф. Фёдоров видел указание на идеал всеединства, церковь, а средствами достижения всеединства считал молитвенное общение в церкви, любовь и активное участие в том «общем деле» воскрешения мёртвых, которое он ошибочно истолковал как главную и неотложную задачу исторического христианства. На формирование учения Сергея Николаевича Трубецкого о всеединстве оказали влияние Г.В.Ф. Гегель и В.С. Соловьёв. В основном философском учении С.Н. Трубецкого о соотношении сознания и сущего проблема всеединства рассматривается с гносеологической, нравственно-этической и церковной точек зрения. В теории познания С.Н. Трубецкой исходил из соотносительности индивидуального сознания (мышления) и сущего и полагал, что сознание, как присущее познающему субъекту, не только имманентно, но и трансцендентно и в своём выхождении за пределы субъективной индивидуальности познаёт «универсальное всеединство сущего». Под эту соотносительность сознания с сущим он подводил онтологическое основание, утверждая, что «наше сознание обусловлено внутренним соотношением вещей, в основании которого лежит абсолютное всеединство вещей». Усматривая в сущем выражение абсолютной идеи, Абсолюта, Логоса, С.Н. Трубецкой писал, что «в нашем собственном субъекте, в единстве всего нашего сознания мы имеем образ и подобие универсального, конкретного всеединства». Человек призван, по его мнению, осуществить религиозный идеал жизни, вместить в себе полноту истины; «сознание должно обнять в себе всё, стать сознанием всего и всех, сделаться воистину вселенским и соборным сознанием». К противникам философии всеединства как умаляющей свободу человека относили себя Лев Исаакович Шестов и Николай Александрович Бердяев. Л.И. Шестов полагал, что «идея всеединства есть идея совершенно ложная», а приверженность философии к всеединству объяснял тем, что «наше мышление поражено тяжкой болезнью». Н.А. Бердяев писал о несостоятельности философии всеединства, с ней он связывал неспособность объяснить проблему существования в мире зла, оптимистические иллюзии и антиперсоналистическое мышление, которое находит своё выражение в построении завершённой онтологической системы. Священник Павел Александрович Флоренский в своём религиозно-философском учении о церкви избегал употребления термина «всеединое» и параллельного ему философского толкования «богочеловечества», несмотря на то, что в раннем его творчестве можно найти почти все темы В.С. Соловьёва. В основу книги «Столп и Утверждение Истины», представляющей собой религиозно-философское учение о церкви, было положено учение о триединстве Ипостасей.

 



 
PR-CY.ru