ВЕЩЬ В СЕБЕ - Страница 7

Густав Густавович Шпет в работе «Проблема причинности у Юма и Канта» придерживался строго феноменалистской трактовки учения И. Канта о познании; считал, что только таким образом преодолимы противоречия, связанные с учением о вещи в себе. Лев Михайлович Лопатин в статье «Учение Канта о познании» писал, что критика И. Кантом доказательств существования Бога и противопоставление феноменального мира ноуменальному создаёт видимость приоритета мира феноменального, на самом же деле вне чувственного сознания он «ничто», в то время как мир ноуменальный (вещь в себе) есть мир разума, нравственности, веры, единственно мыслимый мир. Николай Онуфриевич Лосский во «Введении в философию» считал учение о вещи в себе догматической предпосылкой философии И. Канта и связывал с ним все недостатки его теории познания. Евгений Николаевич Трубецкой в книге «Метафизические предположения познания» отмечал противоречия в понимании вещи в себе: вопреки утверждениям И. Канта о её непознаваемости в «Критике чистого разума» содержится и «весьма определённое отрицательное знание» о ней, и положительное знание (вещь в себе как «неизвестная нам реальность х»). Священник Павел Александрович Флоренский считал вещь в себе одним из тех метафизических постулатов И. Канта, которые закрепляют отъединённость и обособленность человека от Бога, оправдывают субъективизм и ошибочное понимание религии в пределах разума; в цикле работ «Философия культа» он трактовал вещь в себе И. Канта как «культо-борство», рассматривая их только в отношении к явлениям. В некоторых работах XIX в. по православной догматике принято разделение на «в себе» и «в отношении» к миру. Так, митрополит Макарий (Булгаков) в «Православно-догматическом богословии» (СПб., 1868 г.) придерживался следующего основного деления: «Бог в Самом Себе» и «Бог в общем отношении Его к миру и человеку». Это деление, близкое по форме к учению И. Канта, не имеет с ним ничего общего по содержанию. Митрополит Макарий отмечал главные условия «нашего» знания о Боге в Самом Себе: 1) «Бог благоволил открыть нам о Самом Себе»; 2) Церковь есть хранительница Откровения. Владимир Николаевич Лосский в своём «Догматическом богословии» использовал словосочетания «Бог в Нём Самом» и «Бог, Который Себя открывает», он связывает с первым – апофатическое ведение («мы не можем мыслить Бога в Нём Самом, в Его сущности, в Его сокровенной тайне», со вторым – путь катафатического познания. В.Н. Лосский исходит из принципа неразрывного единства имманентного и трансцендентного, апофатического и катафатического, единства, коренящегося в тайне Троицы и раскрывающегося в троичном богословии.



 
PR-CY.ru