ВЕЩЬ В СЕБЕ - Страница 5

Таким образом, с помощью учения о вещи в себе проводится демаркационная линия между пространственно-временным миром и миром, лежащим вне пространства и времени, между тем, что относится к метафизике природы, и тем, что лежит за её пределами и относится к области практического разума, к нравственности, религии. Это – граница, которая должна помочь избежать сверхчувственного применения теоретического разума к «вещам», лежащим за пределами опытного познания, она разделяет знание опытное и внеопытное. В теоретической философии И. Кант называл вещи в себе «проблематическим понятием», понятием, которое «не содержит никакого противоречия…, но объективную реальность которого никоим образом нельзя познать», и обосновывал непознаваемость вещь в себе тем, что она не есть объект, или предмет. В предисловии ко второму изданию «Критики чистого разума» И. Кант писал: «Я не могу… даже допустить существование Бога, свободы и бессмертия для целей необходимого практического применения разума, если не отниму у спекулятивного разума также его притязаний на трансцендентные знания…»; и далее: «…Мне пришлось ограничить (aufheben) знание, чтобы освободить место вере». Переход от теоретического разума к практическому, по И. Канту, предполагает перемену точки зрения на вещь в себе, которая теперь получает новый смысл. Если в теоретической философии вещь в себе по преимуществу рассматривается в отрицательном смысле, в качестве границы, то в практической – понимание вещи в себе как находящейся за пределами природы и господствующей в природе естественной необходимости позволяют И. Канту связать вещь в себе со свободой, разработать принципы автономной этики, учение о личности, бессмертии души, вечной жизни, воздаянии, вере в Бога и религии. Он не противопоставлял практический разум теоретическому, но разграничивал их области. Область применения практического разума – это область свободы («безусловного»), вещи в себе, понимаемых как мир идей. Свобода, по И. Канту, составляет существенное определение человека; как природное существо, человек подчиняется естественной необходимости и принадлежит миру пространственно-временному, а как существо, обладающее душой (вещь в себе), он принадлежит к вневременному нравственному миру и утверждает свою свободу тем, что устанавливает для себя нравственный закон. В своей нравственности человек, считал И. Кант, поднимается до веры в Бога, Творца, Судию. Бог, душа, бессмертие человека, по И. Канту, недоступны теоретическому разуму, не могут стать предметом опытного исследования; это – вещь в себе, идеи практического разума, постулаты веры.

 



 
PR-CY.ru