ВОЛОШИН Максимилиан Александрович - Страница 3

В 1914 г. он издал книгу «Лики творчества» (том 1) – сборник статей разных лет о западноевропейской и русской культуре; последующие тома «Ликов творчества» готовились к печати, но не были опубликованы. Для второго тома предназначалась опубликованная в журнале «Аполлон» (1914 г. №5) статья «Чему учат иконы?», в которой М.А. Волошин откликнулся на возрождение интереса к древнерусской иконописи, представленной Московским археологическим институтом на «Выставке древнерусского искусства» в 1913 г. «Новизну открытия» русской иконописи он видел в своеобразии её колоратуры. Противопоставляя русскую икону византийской, М.А. Волошин сближал древнерусское искусство с примитивом «вышивок и кустарных работ». Одним из первых в русской светской критике он осознал тот факт, что иконописный канон не сковывает творческой индивидуальности иконописца. В 1910–1914 гг. издал ряд критических работ о русских художниках (Василии Ивановиче Сурикове, Константине Фёдоровиче Богаевском, Илье Ефимовиче Репине). Осуждение И.Е. Репина за натурализм картины «Иван Грозный и сын его Иван» («О Репине». М., 1913 г.) вызвало бурный протест в печати и лишило М.А. Волошина возможности сотрудничать с большинством русских издательств. В январе 1915 г. М.А. Волошин приехал в Париж, а весной 1916 г. вернулся в Коктебель, где оставался до конца жизни, за исключением редких отлучек. Ещё в Париже он откликнулся на события Первой мировой войны книгой стихов «Anno mundi ardentis 1915» (М., 1916 г.). Виктор Максимович Жирмунский увидел в ней отражение «смысла мировой войны в сознании религиозном». В книге заметен тот перелом в художественном мировоззрении М.А. Волошина, который утвердился в лучших произведениях поэта – стихотворениях 1917–1920 гг. о русской революции и гражданской войне, в задержанной цензурой в 1922 г. книге «Неопалимая Купина», в поэме «Россия» (1924 г.) и в других произведениях. Отныне основная тема его поэзии – религиозно-историософское осмысление «русской смуты», в том числе через проекции в прошлое («Смутное время» начала XVII в., послепетровская история России, Великая французская революция), символически предвосхищающее «апокалиптическое» настоящее. Впервые «мистическое чувство подходящего пламени» овладело М.А. Волошиным в годы революции 1905–1907 гг. 4 июля 1905 г. он писал М.В. Сабашниковой о грядущей «искупительной гибели» императора Николая II: «Сознание священной неизбежности казни Царя во мне теперь растёт не переставая». Поэтическое воплощение эта тема нашла в стихотворении «Царь – жертва! Ведаю и внемлю...»: «Бледный Царь стране своей сораспят / И клеймён величием стигмат». Те же предвидения в эсхатологическом заострении отразились в докладе «Россия – священное жертвоприношение» (1905 г.) и статьи «Пророки и мстители» (1906 г.).

 



 
PR-CY.ru