ВОЛОШИН Максимилиан Александрович - Страница 2

В 1910 г. в Москве был опубликован его поэтический сборник «Стихотворения. 1900–1910». Критика почти единодушно восприняла его как плод сугубо «головного» творчества, замкнутого «в круге узкоэстетических интересов», хотя и признавала «большое дарование» поэта. М.А. Волошин принадлежал к поколению так называемых младших символистов (Андрей Белый, Александр Александрович Блок, Сергей Михайлович Соловьёв), устремлённых к «теургическому» искусству и жаждущих мистериального религиозно-художественного синтеза. Однако поэтика М.А. Волошина во многом противопоставлена «дионисийской» стихийности младших символистов и ориентирована на французскую поэзию, в которой импрессионизм уравновешен пластичностью и «скульптурностью» формы. М.А. Волошин – поэт-каталогизатор, собирающий в единую мозаику «лики» мировой культуры, портретирующий в слове памятники архитектуры, живописи и скульптуры, философские и религиозные доктрины. В стихотворениях он как автор дистанцируется от объектов поэтической рефлексии, от «масок» лирического героя. Доминирующие мотивы его раннего творчества – странничество («В вашем мире я – прохожий, / Близкий всем, всему чужой» – «По ночам, когда в тумане...», 1903 г.) и жажда познания через воплощение в слове («Все формы, все цвета вобрать в себя глазами, / Пройти по всей земле горящими ступнями, / всё воспринять и снова воплотить» – «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток...», 1904 г.). В 1908 г. М.А. Волошин начал пересматривать своё отношение к теософии, в одном из писем Юлии Леонидовной Оболенской упомянул о «борьбе» против «штейнеристов», однако в 1913 г. хлопотал о вступлении в антропософское общество, в июле 1914 г. отправился в Дорнах (Швейцария), где работал на сооружении антропософского «храма» Гётеанум. Многие стихотворения написаны М.А. Волошиным под влиянием теософских («Гностический гимн Деве Марии», 1907 г.; цикл «Руанский собор», 1906 г.), антропософских («Сатурн», 1907 г.; «Солнце», 1907 г.) и неоплатонических («Грот нимф», 1907 г.; «Пещера», 1915 г.) идей. Однако мотивный ряд в его поэзии нередко отрывается от оккультных корней и преображается в романтические образы (например, стихотворение «Я верен тёмному завету...», 1910 г.). Антропософский образ Христа («солнечного духа» и «мужского начала», «напоившего землю своей кровью») в творчестве М.А. Волошина постепенно очищается («Быть чёрною землёй. Раскрыв покорно грудь...», 1906 г.) и обретает первоначальный евангельский смысл в притче о сеятеле («Посев», 1919 г.).

 



 
PR-CY.ru