ВОЛОШИН Максимилиан Александрович

ВОЛОШИН Максимилиан Александрович (настоящая фамилия Кириенко-Волошин; 1877–1932 гг.) – поэт, критик, переводчик, художник. Родился в семье юриста. Детство провёл в Таганроге, Севастополе и Москве. С 1890 г. начал писать стихи. В 1893 г. переехал с матерью в Крым, жил в Коктебеле и Феодосии. Впервые опубликовал стихотворение в книге «Памяти В.К. Виноградова» (Феодосия, 1895 г.). После окончания гимназии в 1897 г. поступил на юридический факультет Московского университета, начал печатать заметки в журнале «Русская мысль». В феврале 1899 г. участвовал в студенческих беспорядках, за что был исключён из университета и выслан из Москвы. В 1900 г. арестован в Коктебеле по делу Исполнительного комитета объединённых студенческих организаций, после недолгого пребывания под стражей уехал в Среднюю Азию, где работал в железнодорожной экспедиции и пережил глубокий мировоззренческий кризис. Пустыни, скрывающие «тени мёртвых городов», сметённых «бичом гнева», станут в творчестве М.А. Волошина сквозным символом в философско-поэтическом осмыслении культур и цивилизаций в эсхатологической перспективе («Пустыня» (1901 г.), «Полдень» (1907 г.), «Пустыня» (1919 г.) и др.). Тогда же он решил «на много лет уйти на запад, пройти сквозь латинскую дисциплину формы». В 1901 г. приехал в Париж, путешествовал по средиземноморским европейским странам, периодически посещал Россию и стал постоянным парижским корреспондентом журнала «Весы» и газеты «Русь», с 1904 г. регулярно писал обзоры французской художественной жизни для этих изданий. В автобиографии 1925 г. М.А. Волошин писал о символической связи своего рождения в Духов день со «склонностью к духовно-религиозному восприятию жизни», указывал на три ступени «религиозного» опыта, которые он прошёл в молодые годы: увлечение буддизмом в 1901 г. благодаря встрече с хамба-ламой Тибета (реформатором ламаизма бурятом Агваном Доржиевым), знакомство в 1902 г. в Риме с католическим миром и, наконец, усиленные занятия магией, оккультизмом и теософией. Встреча в 1905 г. с основателем антропософского движения Рудольфом Штайнером оказала большое влияние на поэта. В Париже М.А. Волошин активно посещал занятия в Высшей русской школе общественных наук и под влиянием Александра Валентиновича Амфитеатрова, Максима Максимовича Ковалевского и др. весной 1905 г. вступил в масонские ложи «Труд и истинные верные друзья» и «Гора Синайская». Но вскоре разочаровался в масонстве, резко критиковал французские ложи за трансформацию в политические клубы. В 1903 г. М.А. Волошин познакомился с известной теософкой Анной Рудольфовной Минцловой и художницей Маргаритой Васильевной Сабашниковой, ставшей в 1906 г. его женой. Отношения с ней поэтически осмыслены как драматичный «эзотерический роман» в цикле 1903–1907 гг. «Amori amara sacrum». Однако связь М.В. Сабашниковой с поэтом Вячеславом Ивановичем Ивановым (М.А. Волошин с женой поселились с ним в одном доме в Санкт-Петербурге в 1906 г.) не только окончательно расстроила семейную жизнь М.А. Волошина, но и отчасти заставила его пережить кризис символистской идеи «жизнетворчества».

 



 
PR-CY.ru