ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ - Страница 9

Однако в отличие от индийской кармической философии реинкарнация в иудаизме не служит средством для окончательного развоплощения и полного слияния с Абсолютом, но вплетена в контекст основного положения иудаизма – представления о вечном царствовании Израиля. Цель пришествия в мир Сына Божия, как и всего домостроительства нашего спасения, состояла в том, чтобы «всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:15). Благовестие Иисуса Христа восполнило ветхозаветную эсхатологию идеалом Царства Небесного, которое рассматривается как принципиально иная, духовная реальность (Мф. 22:30; Лк. 20:35), открывающаяся внутри самого человека (Лк. 17:21) как вечная жизнь, т.е. приобщение к Святому Духу, дарованному Церкви (ср.: 1 Ин. 1:2). Вечная жизнь – дар Божий (Рим. 6:23), участие в Его бытии (2 Пет. 1:4), которое было потеряно для человечества в первозданном Адаме, произвольно подпавшем под власть смерти, и возвращено в воплотившемся Сыне Божьем, победившем смерть Крестом и Воскресением. В воскресшем Христе как в начатке возрождается и воскресает вся тварь: «И как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15:22). Вопреки недосказанности танатологии Ветхого Завета новозаветное учение о сошествии Христа во ад ясно свидетельствует, что со смертью тел души умерших не уничтожаются и не теряют самосознания совершенно, ибо способны были к слышанию проповеди Спасителя и принятию её (ср.: Мф. 12:40; Деян. 2:27–31; 1 Петр. 3:19; 4:16; Рим. 10:7; Еф. 4:9). Дар вечной жизни воспринимается людьми уже здесь, на земле, через веру в Сына Божия (Ин. 3:36; 5:24) и крещение (Ин. 3:5). В беседе с самарянкой Христос говорит о живой воде, т.е. о благодати Святого Духа, которая становится в принимающих её «источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:14). Приобщиться к вечной жизни могут как живые, так и почившие. По мысли патриарха Сергия (Страгородского), вечная жизнь «не обусловлена воскресением из мёртвых, она раньше его, и как будто бы даже обусловливает его собою: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я (как будто бы в силу этого) воскрешу его в последний день» (Ин. 6:54). С другой стороны, «никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нём пребывающей» (1 Ин. 3:15), т.е. не только не имеет твёрдой надежды на получение вечной жизни в будущем веке, но прямо не имеет вечной жизни здесь на земле, как своего душевного достояния». Полученный в крещении Божественный дар вечной жизни должен быть не только сохранён, но и преумножен (ср. Мф. 25:14–27). Он требует динамичного восприятия и непрестанного развития, «возгревания» (2 Тим. 1:6) со стороны самого человека. Этот процесс осуществляется через соблюдение заповедей (Мф. 19:17), самоотверженное следование за Христом (Мф. 19:29), Который есть «путь, истина и жизнь» (Ин. 14:6), постоянство в добродетели (Рим. 2:7) и евхаристическое приобщение к Христовым Плоти и Крови (Ин. 6:54). Однако полное приобщение к вечной жизни станет возможным только после всеобщего воскресения (Ин. 6:40; 2 Кор. 5:1), когда Бог обновит всё творение, соделает его нетленным и вечным (Откр. 21:5). В новом преображённом состоянии (1 Кор. 15:51–53) человек получит возможность созерцать Бога непосредственно (Откр. 2264), «как Он есть» (1 Ин. 3:2).

 



 
PR-CY.ru