ВСЕДНЕВНЫЕ АНТИФОНЫ - Страница 2

Согласно константинопольским памятникам IX–XII вв. (Типикону Великой церкви, рукописям Евхология этого времени, описаниям очевидцев), в те дни, когда перед литургией совершалось шествие, вседневные антифоны отменялись (впрочем, существовали и исключения, когда пелись и процессиональные, и вседневные антифоны – например, в понедельник Светлой седмицы); в дни некоторых важнейших праздников вседневные антифоны заменялись праздничными; литургия начиналась без антифонов и в некоторые особые дни года (например, на Воздвижение Креста). В остальные дни исполнялись вседневные антифоны, ещё не воспринимавшиеся, однако, как обязательная часть службы, – архиерей во время их исполнения или ещё не присутствовал в храме, или находился в притворе; мирная ектения читалась не перед вседневными антифонами, а перед Трисвятым. В послеиконоборческих византийских монастырских уставах – Студийском и Иерусалимском (первый получил в IX–XII вв. большое распространение в Византии, второй, основанный на первом, в XII–XIV вв. стал общепринятым в православном мире) – вседневные антифоны были в значительной степени вытеснены изобразительными. Служба изобразительных первоначально сформировалась в богослужении палестинского уединённого монашества как служба келейного самопричащения преждеосвящёнными Дарами. В студийском послеиконоборческом богослужении, принявшем палестинский Часослов за основу суточных служб, эта служба потеряла практическое значение и была включена в литургию; вместо вседневных антифонов в качестве начальных антифонов стало обычным петь два начальных псалма изобразительных (102 и 145) без припевов (но с «Единородный Сыне» в конце Пс. 145) и блаженны; в качестве обычного входного стиха, однако, остался Пс. 94:6 со своим припевом, происходящий из третьего вседневного антифона. Для дней великих праздников монастырские Типиконы сохранили праздничные антифоны со своими входными стихами. Вседневные антифоны же используются Типиконами различных редакций по-разному. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., лучшим образом из сохранившихся памятников отражающем студийскую практику X в., вседневные антифоны встречаются лишь в неделю Антипасхи в качестве праздничных. Студийские Типиконы малоазийской редакции (например, Евергетидский конца XI в.) указывают вседневные антифоны в качестве праздничных в те дни, которые не имели праздничных антифонов в Типиконе Великой церкви: на Воздвижение Креста Господня, на Сретение Господне, на Преображение Господне, на Антипасху.

 



 
PR-CY.ru