ВСЕДНЕВНЫЕ АНТИФОНЫ

ВСЕДНЕВНЫЕ АНТИФОНЫ – один из трёх типов антифонов, образующих энарксис (начальную часть) Божественной литургии. Как и два других типа литургийных антифонов (изобразительные и праздничные), вседневные антифоны включают три антифона, перемежаемые ектениями; после второго поётся тропарь «Единородный Сыне», в конце третьего совершается малый вход. Текст вседневных антифонов основан на Пс. 91, 92 и 94. Первый антифон состоит из стихов Пс. 91:2, 3, 4 и 16 с припевом. Второй антифон – из стихов Пс. 92:1ab, 1c, 5 с припевом; на «Слава: И ныне» поётся тропарь «Единородный Сыне». При исполнении первых двух антифонов русские богослужебные книги предписывают петь их первый стих дважды: сначала до половины, затем полностью (это – след византийской практики исполнения антифонов). Третий антифон состоит из стихов Пс. 94:1, 2-3, 4 и 5 с припевом, после чего поются входной стих (Пс. 94:6 с тем же припевом), во время которого священнослужители входят в алтарь, и тропари и кондаки по входе «Слава: И ныне» которых и является заключительным «Слава: И ныне» третьего антифона. Появление вседневных антифонов в составе литургии исследователи относят к VII–VIII вв.: если в «Мистагогии» Максима Исповедника (около 630 г.) ещё говорится просто о том, что литургия начинается с малого входа, то в «Церковной истории» Псевдо-Германа Константинопольского (около 730 г.) упоминаются вседневные антифоны. Первоначально, как полагают исследователи, в состав службы вошёл только третий из современных вседневных антифонов, образовавший входной псалом литургии (из-за слова «приидите» стихов Пс. 94:1 и 6, указывающего на момент входа); впоследствии к нему были прибавлены ещё два антифона, основанные на псалмах, предшествующих Пс. 94 в Псалтири (Пс. 93 пропущен как не соответствующий радостному характеру службы). В рукописях Евхология, начиная с древнейших из сохранившихся (конец VIII в. и далее), три антифона сопровождаются тремя молитвами. Структура из трёх антифонов была обычной для богослужения Константинополя; в частности, во мнлгие дни года литургия предварялась шествием по Константинополю с пением последования из трёх специально подобранных антифонов. Вседневные антифоны могли быть включены в литургию для пения их в те дни, когда такого шествия не было, – в подражание трём антифонам предлитургийных процессий. Ещё одна возможная причина замены входного антифона из Пс. 94 структурой из трёх вседневных антифонов – необходимость удлинить начальную часть службы из-за совершения в это время протесиса (проскомидии).

 



 
PR-CY.ru