ВИСА

ВИСА, Беса (V в.) – настоятель Белого монастыря, как полагают исследователи, непосредственный преемник апы Шенуте. Сведения о Висе содержатся в написанных им Житии апы Шенуте (сохранились саидские фрагменты и переработанный текст на бохайрском), проповедях и письмах, а также в отдельных произведениях коптской литературы. Сведений о его жизни до прихода в монастырь не сохранилось. Из записей Висы исследователям известно, что, будучи монахом, ещё за три года до смерти своего духовного наставника, ему было доверено писать письма, содержащие увещевания и наставления. В панегирике в честь Макария Ткоуского говорится о том, что апа Шенуте в последние годы жизни назначил Вису главой Белого монастыря; после смерти апы Виса носил титул архимандрита, что следует из заглавия катехизиса и панегирика, написанного в честь Висы. Исследователи предполагают, что апа Шенуте умер в 466 г., вероятно, в этот же год Виса стал управлять монастырём. Он описывает голод, случившийся в монастыре на шестой год после смерти апы. Кроме того, из фрагмента рукописи, хранящейся в настоящее время в Британском музее, исследователи заключили, что Виса встречался с императором Зиноном – следовательно, Виса жил ещё некоторое время и после 474 г. Он управлял не только Белым монастырём, но и рядом монашеских общин, входивших в единый монастырский комплекс. Руководил монахами, монахинями и всеми, кто приходил к нему за наставлениями из окрестных селений. Виса был известен своей благотворительностью, во время голода в стенах монастыря нашли приют до 6 тыс. человек. Им предоставлялась пища, кров, медицинская помощь. Мёртвых хоронили за счёт обители. Ежедневные обязанности и заботы пастыря определили характер писем и проповедей Висы, основанных на Священном Писании и сочинениях апы Шенуте, которые он часто цитирует, на трудах Антония Великого и Афанасия I Великого, которых называет «нашими отцами». Отсутствие догматических сочинений (возможно, не сохранились) не умаляет значения Висы в развитии и укреплении монашеской жизни в Египте. Копирование его рукописей на протяжении многих веков, панегирик, составленный в его честь, и поминание его имени среди имён коптских святых на литургии – всё это говорит об уважении и почитании, которым Виса пользуется в Египте. Значение его трудов долгое время недооценивалось, поскольку Виса, как правило, находился в тени своего великого предшественника. Благодаря публикациям текстов и серии статей Карлтона Стивенса Куна жизнь Висы предстаёт в более полном виде.

 
PR-CY.ru