ВЕЛИКАЯ ЛАВРА - Страница 9

Иоанн Болгарин, отрекшийся от Христа в юности, раскаялся и в течение трёх лет подвизался в Великой лавре, затем отправился в Константинополь и открыто исповедал православную веру в Святой Софии, за что был обезглавлен во дворе храма. Однако, несмотря на тяготы, в монастыре происходили положительные изменения. В начале XVIII в. на средства Константинопольского патриарха Иеремии III (1716–1726, 1732– 1735 гг.) была построена новая больница, на содержание которой делались пожертвования митрополитами Неофитом Артским и Навпактским (1744 г.), Констанцием Критским, Иосифом Тырновским и епископом Нилом Метронским (раньше 1772 г.). В 1713 г. на средства прокафигумена Великой лавры Иосифа был построен параклис Богородицы Кукузелиссы, расписанный албанским мастером Давидом Селинидзиотисом из Авлона (1715 г., притвор) и монахом Дамаскином из Янины (наос, 1719 г.). В 1725 г. проигумен Тимофей построил поварню близ братской трапезной. В 1769 г. отремонтировано южное крыло монастыря, а в 1772 г. – 400 братских келлий. В 1744 г. Константинопольский патриарх Паисий II (1726–1732, 1740–1743, 1744–1748, 1751–1752 гг.) подтвердил старинные привилегии Великой лавры. Валашский господарь Николай Маврокордат (1716, 1719–1730 гг.) и его сын Константин выплачивали Великой лавре 6 тыс. аспр ежегодно. Молдавский господарь Григоре Гика в 1747 г. назначил ежегодную сумму в 8800 аспр, которую продолжал выплачивать Константин Раковицэ (1749–1751, 1753–1757 гг.), а впоследствии Александр Скарлат Гика увеличил её на 3200 аспр. В 1773 г. во владение Великой лавре был передан скит Берзунци-Бакэу в Молдавии, приносящий 4 тыс. пиастров ежегодного дохода. В середине XVIII в. иеромонах Макарий Тригонис из Великой лавры составил «Проскинитарий Лавры», а вскоре после этого лаврский монах Евфимий из Трапезунда написал «Проскинитарий Лавры» в стихах и Житие Афанасия Афонского. Проигумен Великой лавры Кирилл Пелопоннесский (ум. в 1806 г.), писатель и гимнограф, составил хронику в стихах, освещающую события церковной истории с 1453 по 1794 гг. В 1759 г. в Великой лавре архимандритом Космой из Эпидавра была устроена типография и напечатана первая греческая книга на территории Османской империи – Сокращённая Псалтирь Неофита Кавсокаливита. Впоследствии из-за вмешательства турок типография прекратила свою деятельность, и следующая книга, подготовленная к изданию («Проскинитарий Лавры» иеромонаха Макария Тригониса), была напечатана в Венеции в 1772 г. Лаврские монахи печатали свои книги в греческих типографиях Венеции, Вены и Бухареста. В 1754 г. начался многолетний спор между колливадами и их противниками, в основном, монахами из скита св. Анны. Одним из наиболее серьёзных оппонентов колливадов выступил архимандрит Феодорит (ум. в 1823 г.), постриженик скита св. Анны, бывший некоторое время Эсфигменским игуменом, а затем живший в Великой лавре. В 1799 г. в Лейпциге было издано его толкование на Апокалипсис, а в 1800 г. при издании «Пидалиона» Никодима Святогорца он прибавил к нему собственные комментарии. С ним полемизировали Никодим Святогорец и Афанасий Пароссский. В начале XIX в. положение афонских обителей в целом улучшилось.

 



 
PR-CY.ru