ВЕЛИКАЯ ЛАВРА - Страница 2

Собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, древнейший на Афоне после базилики Протата, был построен по оригинальному, ранее неизвестному на Балканах плану, предложенному Афанасием. Монастырь был окружён крепкими стенами с келлиями, были построены трапезная, больница, мельница и пристань, проведён водопровод. Афанасий принимал непосредственное участие в строительных работах, показывая удивительную физическую силу. В 964 г. число братии достигло 80 человек. Лавра преподобного Афанасия фактически получила статус императорского монастыря, и ещё при жизни своего основателя стала одним из крупнейших монастырей на Афоне и в Византии. В Лавру приходили игумены святогорских монастырей с братией, а также епископы, пребывавшие на покое, среди которых был Константинопольский патриарх Николай II Хрисоверг (983/984 – 995/996 гг.). Император Никифор Фока издал в пользу Великой лавры три хрисовула, назначил в качестве солемния (годовое содержание за счёт императорской казны) 224 золотых номисмы (доход острова Лемнос), а также отдал во владение Великой лавре не сохранившийся до настоящего времени монастырь Перистерон во имя апостола Андрея в Фессалонике, построенный в 872 г. преподобным Евфимием Солунским. После вероломного убийства императора Никифора II Фоки (10 декабря 969 г.) консервативно настроенные монахи направили новому императору Иоанну I Цимисхию (969–976 гг.) жалобу на Афанасия, обвиняя его в нарушении исконного отшельнического строя афонской жизни. В начале 970 г. Афанасий отправился в Константинополь и сумел оправдаться, снискав доверие и любовь императора, который подтвердил предыдущие хрисовулы, повысил годовое содержание Великой лавры с 224 до 244 золотых монет, сделал щедрые вклады на строение лаврских зданий и разрешил увеличить количество монахов до 120 человек. Существует также предание, не зафиксированное в древнейших Житиях, но имеющее большое значение для начальной истории Великой лавры, о том, что из-за небывалого оскудения припасов лаврские монахи стали роптать на Афанасия, так что ему пришлось удалиться из обители. По дороге в Карею ему встретилась Пресвятая Богородица и повелела вернуться, произнеся: «Я буду твоим экономом». На этом месте Афанасий построил часовню, куда поместил икону Божьей Матери. Согласно другой, более распространённой версии, явление Божьей Матери произошло на расстоянии двух часов ходьбы от Великой лавры вдоль восточного побережья Афона в сторону монастыря Каракал, где до сих пор между беседкой и храмом бьёт изведённый Ею источник, образуя небольшой водопад. По преданию, его вода в подтверждение происшедшего чуда растекалась крестообразно, нарушая «законы естества». Помимо голода в первые годы после основания Великой лавре приходилось претерпевать пиратские набеги, первый из которых последовал в 978 г. Великая лавра сыграла большую роль в становлении афонского законодательства. Первый официальный устав всего афонского монашеского сообщества (Типикон Иоанна Цимисхия (972 г.), так называемый Трагос) появился для разрешения споров, возникших в связи с созданием Афанасием большого общежительного монастыря.

 



 
PR-CY.ru