ВАСИЛЬЕВЫ

ВАСИЛЬЕВЫ – московские жалованные мастера серебряного дела. Василий, сын патриаршего жалованного мастера Иванова Василия, служил при патриаршем дворе с 1627 по 1635 гг. По заказам для патриарха Филарета Никитича в ноябре 1628 г. сделал вместе с отцом серебряный оклад на посох патриарха; в октябре 1630 г. оковал серебром детали нового патриаршего посоха: «рога, яблоки и трубки»; в 1629–1631 гг. с товарищами изготовил дароносицу, басменный серебряный оклад и сканный венец к Владимирской иконе Божьей Матери, окладывал образ великого князя Александра Невского и др. Михаил служил в Золотой палате Московского Кремля. В 1677/1678 г. по повелению царя Фёдора Алексеевича для Верхоспасского собора и церкви Евдокии (ныне церковь Воскресения словущего) Московского Кремля вместе с другими русскими и иноземными мастерами Серебряной палаты изготовил два золотых чеканных оклада Евангелия, украшенных многоцветной эмалью и драгоценными камнями (сохранились в собрании музеев Московского Кремля). Семён (Ярославец) служил в Серебряной палате. Был взят из деревни Емкино Шаховской волости Ярославского уезда с отцом, матерью, женой, детьми «и со всякими его, Семёновыми, с отцовскими животы». В 1645 г. приведён к крестному целованию царю Алексею Михайловичу «в государевы мастерской». В 1651 г. сделал футляр, вероятно, для изготовленного им же чеканного креста, «что дан в Нижний Новгород к Преображенью». В 1669 г. вместе с мастерами Серебряной палаты во главе с Гаврилой Овдокимовым сделал специальные серебряные рипиды и церковные сосуды к приезду Константинопольских патриархов. Юрий служил в Серебряной палате с 1660/1661 г. В 1667 г. сделал золочёные чеканные оклады для подношения государю Алексею Михайловичу: ризы и венцы на два образа Спасителя (один из «домового патриаршего серебра») и на две Владимирские иконы Божьей Матери, чеканные венцы из «домового серебра» на образ «Взыграние Младенца» и на четыре образа «Живоначальной Троицы», а также на образ «Видение Сергия чудотворца». В 1669 г. изготовил три серебряных оклада на Владимирские иконы Божьей Матери и вместе с 24 мастерами Серебряной палаты сделал рипиды и церковные сосуды к приезду Константинопольских патриархов. В марте 1671 г. ему было поручено «осмотреть в соборной церкви Благовещения Пречистой Богородицы, что у великого государя на сенях, осыпной жемчуг у иконы Благовещения и у иных икон на венцах и цатах и утвердить его на новой проволоке против прежнего». Среди его работ 1670 гг. известны серебряная чеканная риза, поля и венец на икону Спасителя (1670 г.), чеканные поля, венцы и резные «слова» (надписи) на две Владимирские иконы Божьей Матери, оклад к иконе Спасителя и два оклада к Владимирской иконе Божьей Матери (1671 г.), крест благословенный «на золотое дело» в хоромы государю (1677 г.), серебряные оклады на иконы местного и деисусного ряда, а также предметы серебряной и медной церковной утвари для собора Спаса Нерукотворного и церкви Евдокии, «что у великого государя вверху» (1679 г.), и др. В 1691 г. при сокращении штата мастеров Серебряной палаты до 25 (вместо 42) был оставлен в жалованных мастерах; в марте 1693 г. по указу патриарха Адриана переведён на работу в Троице-Сергиев монастырь.

 
PR-CY.ru