ВИЗАНТИЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 7

В 799 г. в древний константинопольский Студийский монастырь перешла группа монахов из Вифинии, возглавляемая Феодором Студитом, что привело к существенным изменениям в монастырском богослужении византийской столицы. В структуре суточного круга появились новые службы (первый час и изобразительны), происхождение которых было связано с палестинской традицией. К этой же традиции восходили как студийская система стихословия кафизм Псалтири, так и сама Псалтирь с «короткими» стихами, разделённая на двадцать кафизм. Использовавшиеся студитами праздничные и воскресные гимнографические сочинения (каноны и стихиры), первоначально находившиеся в новом иерусалимском Тропологии и позднее вошедшие в состав Миней, Триоди и Октоиха, также происходили из Палестины. Структура утрени, вечерни, изобразительных и повечерия в студийском Часослове тоже восходила к палестинской традиции. Тем не менее, основные параметры студийского богослужения (лекционарная система, определявшая набор и порядок чтений Священного Писания; тексты Евхология, в том числе формуляры литургий и молитвословия служб суточного круга) были не иерусалимскими, а константинопольскими. Начальный этап «студийского синтеза» проходил в конце VIII в. в Вифинии (Малая Азия), где Феодор Студит и его монахи познакомились с основными элементами палестинской литургической традиции. В Студийском монастыре богослужебная традиция, сформировавшаяся в Вифинии, была адаптирована к городским условиям. Одновременно с изменениями в структуре служб суточного круга, появлением новых служб и песнопений палестинского происхождения в византийское богослужение проникали иерусалимское (палестинское) осмогласие и нотация, связанные с этими текстами и структурами. На новую музыкальную систему были ориентированы гимнографические произведения и самого Феодора Студита, в том числе седмичные песнопения Постной Триоди и праздничные каноны Миней. В середине второго десятилетия IX в. началось новое наступление иконоборчества, но оно не оказало существенного влияния на развитие той константинопольской литургической традиции, начало которой было положено в середине VIII в. Восстановление иконопочитания не внесло существенных изменений в константинопольское богослужение, но во внутреннем убранстве и украшении храмов произошли значительные перемены. Появилась новая иконографическая программа, последовательно иллюстрировавшая историю Спасения, подобно тому, как её «изображала» в соответствии с литургическим комментарием (надписанным именем Василия Великого или же патриарха Германа) совершавшаяся в этих храмах Божественная литургия. С развитием этой интерпретации евхаристического богослужения в чинопоследовании литургии и предшествующего ей чина проскомидии появлялись новые элементы, в том числе использование звездицы, символизирующей вифлеемскую звезду, на проскомидии. Систематическое изложение новая интерпретация получила в литургическом комментарии Николая Андидского «Протеория», согласно которому при совершении евхаристического богослужения каждый этап земной жизни Спасителя имел своё соответствие в чинопоследовании литургии, а проскомидия символизировала Воплощение и Рождество.

 



 
PR-CY.ru