ВИЗАНТИЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 5

Архитектурный план нового собора с куполом в центре принципиально отличался от плана предшествующего собора (традиционная базилика), что не могло не оказать влияние как на богослужение, совершавшееся в новом храме, так и на его интерпретацию. Некоторому реформированию константинопольская литургическая традиция подверглась и в связи с церковно-административными реформами императора Юстиниана I, на что указывает, например, определение фиксированного штата священно- и церковнослужителей для новопостроенного храма в новелле императора (535 г.). По указанию императора Юстиниана в константинопольскую богослужебную практику было введено и пение догматического тропаря «Единородный Сыне». Церковно-административные реформы были продолжены при императоре Ираклиии, по распоряжению которого в 612 г. было увеличено число клириков Святой Софии и определён штат церковной администрации храма. В этот же период при содействии патриарха Сергия в константинопольскую литургическую традицию были внесены различные дополнения, происхождение которых связано с иерусалимским богослужением и во многом обусловлено перенесением христианских реликвий из Иерусалима в Константинополь, а также появлением в Константинополе эмигрантов из Палестины. Так, в храме Святой Софии стали совершать поклонение святым кресту, копию́ и губке, а на литургии преждеосвящённых Даров петь «Ныне силы небесные». Во второй четверти VII в. Максим Исповедник составил классический византийский литургический комментарий доиконоборческого периода («Мистагогия»), в котором евхаристическое богослужение рассматривалось как сослужение земной церкви, т.е. собрания верных, с ангельскими силами и Небесным Агнцем перед Престолом Божьим. В VII в. храм Святой Софии стал местом торжественного совершения чинопоследований возложения императорских регалий, обручения и венчания императоров, т.е. «императорский обряд», который начал формироваться ещё при Юстиниане I, начал приобретать свои классические формы. Богослужение в большинстве константинопольских монастырей (киновий), находившихся рядом с городом, по набору служб суточного круга существенно не отличалось от богослужения в киновиях Малой Азии, Сирии и Палестины. Однако в некоторых константинопольских монастырях со второй четверти V в. существовала традиция «непрерывного» богослужения акимитов (неусыпающих). Тем не менее, основные параметры монашеского богослужения (лекционарная система, календарь и евхологические тексты) были едиными для акимитов и неакимитов, и они совпадали с соответствующими параметрами константинопольского кафедрального богослужения. В середине VIII в. в константинопольском богослужении произошли существенные перемены, на что указывают изменения в лекционарной системе, структуре и текстах Евхология, а также появление нового литургического комментария. Выделение новозаветных чтений из древнего константинопольского Лекционария и изменение лекционарной системы, определявшей набор и порядок использования чтений, привели к появлению новых византийских Лекционариев, которые содержали только евангельские или только апостольские чтения и были разделены на две части – подвижную (начинавшуюся с Пасхи) и неподвижную (начинавшуюся с 1 сентября).

 



 
PR-CY.ru